Расспросили эксперта-практика, педагога-психолога Елену Дугласовну Гершман, когда и как заниматься ранним развитием детей, какие упражнения и сказки применять, как получить квалификацию педагога раннего развития.
Зачем заниматься ранним развитием детей?
Каждый ребёнок рождается с огромным потенциалом. Регулярные творческие занятия с детьми раннего возраста способствуют развитию у них интеллекта, креатива, познавательных способностей, самостоятельности и навыков самообслуживания.
С детьми какого возраста работает педагог раннего развития? Индивидуально или в группах?
Ранний возраст по принятой периодизации – это 1–3 года. Работать над ранним развитием детей можно как индивидуально, так и в группах. Здесь есть свои особенности. Дети раннего возраста играют рядом, но не вместе. Поэтому:
- группы должны быть небольшими, 3–5 человек;
- у каждого ребёнка должно быть своё личное пространство и игрушки, пособия.
Возможны смешанные, разновозрастные группы?
Смешанные группы (с детьми более старшего возраста) возможны. Но в таком случае количество старших детей должно быть ограничено, так как они физически гораздо более развиты, чем малыши 2–3 лет. Дети более старшего возраста (3–5 лет) будут брать на себя в такой смешанной группе роль старшего и более опытного участника, поэтому им можно дать коллективные поручения по организации подготовки к занятию, уборки после него. Но ни в коем случае не перестараться с такими обязанностями, возлагаемыми на старших, чтобы они не потеряли интерес.
Есть рекомендуемая продолжительность занятия?
Занятия не могут быть длительными, не более 10–15 минут с двигательными паузами и перерывами в процессе и после проведения.
Какие нюансы важно учесть при проведении занятий?
Обязательна игровая форма проведения занятий, а также предметная деятельность – действия с материалами, игровым оборудованием, где взрослый чётко определяет роли и действия каждого ребёнка. Можно взять себе помощника для проведения занятия, желательно не родителя, а лучше младшего воспитателя или помощника воспитателя. Он может помогать с подготовкой и обслуживанием оборудования для проведения занятия.
Какие методы вы считаете эффективными?
Хорошо зарекомендовала себя программа ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Это совместные игры и занятия с методически определённой ролью педагогов и родителей. Ребёнок сам выбирает тему, материал и вид деятельности. Выявляет двойственные свойства явлений или предметов и разрешает эти противоречия. Никаких готовых знаний и прописных истин, ребёнок ищет решение только сам, так формируется гибкое и нестандартное мышление.
ТРИЗ развивает познавательные и исследовательские способности, учит детей самостоятельно добывать знания, раскрывает творческий потенциал с самого раннего возраста.
Можно интересные примеры упражнений?
Например, отгадайте загадку: «Как перенести воду в решете?». Объекты несовместимы – это противоречие. Какие тут могут быть решения? Заморозить воду, поставить в решето воду в ёмкости, залепить дно решета пластилином или воском, написать на бумажке «вода» и перенести в решете…
Полезно учить детей выявлять противоречия, когда что-то в исследуемом – хорошее, что-то плохое, что-то полезное, а что-то вредное. Например, можно задавать вопросы по принципу «Что-то хорошо – почему? Что-то плохо – почему?». Съесть конфету – это хорошо, потому что она вкусная; а плохо потому что могут заболеть зубы.
Есть примеры сказок, используемых на занятиях с детьми?
- «Курочка Ряба»
Снесла курочка яичко не простое, не золотое, а железное! Бил-бил дед, да не разбил! Била-била баба, да не разбила! Мышка хвостиком махнуло, да яичко и упало. Но не разбилось! Мышке хвостик прижало!
Как же освободить хвостик? Что было дальше?
- «Необитаемый остров»
Ты встретил волшебника, и он пообещал исполнить одно твоё желание. «Много-много денег! – загадал ты, и решил купить много сладостей и игрушек. Волшебник исполнит желание, но с одним условием – завтра ты проснёшься на необитаемом острове совсем один. Ты всё ещё хочешь загадать это желание? Как ты вернёшься с острова?
Для обучения раннему развитию в вашей Академии нужно базовое педагогическое образование?
Нет, специального базового педагогического образования для обучения по данной программе не нужно. Подойдет любое высшее или среднее профессиональное образование.
То есть, если я мама и хочу сама заниматься ранним развитием, можно отучиться и получить квалификацию «Педагога раннего развития»?
Да, если есть желание и возможности заниматься развитием познания и творчества своего малыша, наша программа, безусловно, подойдет вам. Более того, вы сами познакомитесь с очень интересными методиками и технологиями познавательного и творческого развития и сможете воспользоваться ими в своей обычной жизни.
Так что, развивайтесь и учитесь творчеству вместе с нами!
Рекомендуемая программа: