Как применить идеи из IT и бизнеса на школьных уроках? Внедрить Agile-подход и организовать Scrum-уроки! Подробнее о том, что это такое и как применимо на практике, читайте далее.
Современные школьники живут в другой системе ценностей. Дети поколения Z, с которыми работают сегодня педагоги, имеют ряд психолого-педагогических особенностей:
- быстро развиваются;
- легко работают с любой информацией;
- способны выполнять несколько действий одновременно;
- имеют клиповое мышление;
- плохо запоминают информацию;
- легко возбудимы, часто гиперактивны.
Учитель из носителя знаний превращается в управленца, организующего работу. Важно не просто давать информацию детям, а развивать у них метанавыки: учить учиться, концентрироваться, ориентироваться в информационных потоках, развивать память.
► Подход Agile (аджайл) получил своё распространение из IT-cферы. Ключевыми ценностями философии Agile являются утверждения:
- Люди и их коммуникации важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее комплексной документации.
- Сотрудничество с клиентом важнее обсуждения условий контракта.
- Реагирование на изменения важнее максимально чёткого следования плану.
Принципы Agile
В условиях школы манифест Agile выражается в:
- непрерывности процесса обучения;
- мотивированных участниках (школьники, учителя, родители, администрация);
- качественных изменениях.
Scrum-уроки
Scrum – oдна из методик Agile, получившая распространение в системе образования. Термин пришёл к нам из спорта, а частности, из регби, где означает «схватку». Scrum подходит для уроков по всем предметам, но особенно для направленных на создание определённого продукта, проекта (например, технологии, информатики).
Scrum простыми словами
Чтобы понять суть Scrum-подхода, можно представить, что команде из нескольких человек нужно переместиться из точки А в точку Б. Как прийти к цели – они решают сами: пойти пешком, взять такси, отправиться на общественном транспорте. Им нужно распределить роли – кто-то идёт быстрее, кто-то медленнее, сильный может помочь слабому. Маршрут в процессе может меняться, участники выбирают, отправиться по шоссе, просёлочной дороге, воде или воздуху, маршрут постоянно обсуждается, но цель – одна. Важен не только результат, но и опыт, полученный в процессе командной работы.
Подробнее о методе
Суть Scrum – в командной работе. Учащихся делят на команды по 3–9 человек, ставят перед ними цель. Команда планирует задачи в рамках своей цели, обозначает их на специальной Scrum-доске. Затем участники выполняют задачи и оценивают их результаты. Процесс повторяется до достижения цели.
Руководят процессом «владелец продукта» (педагог), отвечающий за качество конечного продукта, и Scrum-мастер (ученик), отвечающий за качество рабочих процессов и координирующий проект.
Метод предполагает создание продукта по маршрутному листу, включающему:
- Разделы темы.
- Требования к содержанию темы.
- Задания по теме.
- Формы и сроки контроля.
Scrum-доска
На стикерах с липким краем участники пишут действия и размещают их на доске по графам. Самый простой вариант Scrum-доски выглядит так: (см. изображение).
- «Бэклог» – это плановый список всех работ для всех участников, как общий ежедневник.
- «Сделать» – конкретные задачи.
- «В работе» – дела, которые выполняются в данный момент.
- «Сделано» – выполненные задачи.
Scrum-урок пошагово (с подготовленными, самостоятельными учениками) выглядит так:
- Соберите команду, распределите роли и ответственность участников.
- Определите цель и тему работы, предоставьте маршрутный лист.
- Организуйте Scrum-доску. На доске команда расставляет задачи и отслеживается процесс их исполнения. На доске наглядно видно, что следует делать прямо сейчас.
- Назначьте Scrum-мастера – лидера команды, который будет следить за сроками работы, поддерживать командный дух, помогать в решении конфликтов и преодолении препятствий.
- Отдайте инициативу детям и не вмешивайтесь в рабочий процесс. Предоставьте ученикам возможность самим планировать шаги, принимать решения, пробовать, ошибаться и снова пробовать.
Scrum-уроки интереснее тем, что занятие состоит из небольших спринтов – коротких временных интервалов, в течение которых Scrum-команда выполняет заданный объём работы. Дети самостоятельно определяют свои задачи, сразу могут оценить итог работы (получилось – не получилось). За стандартные 45 минут ребёнок может увидеть результат своей деятельности.
Применять Agile-подход можно уже с начальной школы, метод Scrum отлично зарекомендовал себя на предметных уроках в среднем звене, а также в среднем профессиональном и высшем образовании.
Освоить другие современные образовательные технологии вы можете в рамках программ Академии: