Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и улучшение моторики и гибкости артикуляционных органов у детей для того, чтобы их речь была более четкой и выразительной.
В статье разберем, какие есть виды артикуляционной гимнастики и почему каждому логопеду нужно уметь применять ее в своей работе.
Содержание статьи:
- Зачем выполняют артикуляционную гимнастику?
- Какие бывают виды артикуляционной гимнастики
- Когда используется артикуляционная гимнастика
- Где выучиться на специалиста по артикуляционной гимнастике
Зачем выполняют артикуляционную гимнастику?
Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения, которые помогают привести артикуляционные органы (губ, язык, мягкое нёбо) у детей в правильное положение и научить их уверенно воспроизводить нужные движения.
Основные цели выполнения упражнений по артикуляционной гимнастике:
- Улучшение речи
Помогает скорректировать и улучшить звукопроизношение, что делает речь четче и яснее.
- Развитие моторики артикуляционных органов
Помогает укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, что влияет на точность и подвижность этих органов при произношении слов.
- Коррекция дефектов речи
Помогает исправлению звуковых нарушений и устранению дефектов в работе артикуляционных органов.
- Поддержание и улучшение звучания голоса
Содействует развитию правильного дыхания и тембра голоса.
Какие бывают виды артикуляционной гимнастики
Есть два вида упражнений по артикуляционной гимнастике, которые применяются логопедами для развития и укрепления артикуляционных органов у детей.
Первый вид — статистические упражнения. Их задача — закрепить верное положение артикуляционных органов у детей. Суть упражнений заключается в том, что ребенок должен удерживать артикуляционные органы в определенной позиции в течение 10 секунд.
Примеры таких упражнений:
- «Иголочка» — ребенок должен вытянуть язык.
- «Трубочка» — ребенок должен вытянуть губы.
- «Грибок» — ребенок должен зафиксировать язык, прижав его к верхнему небу.
- «Мостик» — ребенок должен приподнять язык, прижав его кончик к нижним зубам.
Второй вид — динамические упражнения. Они нужны, чтобы научить ребенка правильному движению артикуляционных органов. Во время выполнения таких упражнений ребенок меняет положение артикуляционных органов по несколько раз.
Для развития двигательных навыков используют такие упражнения, как:
- «Вкусное варенье» — ребенку нужно улыбнуться, приоткрыть рот и провести языком по верхней губе, как будто бы он слизывает варенье. Упражнение нужно повторять 5-10 раз.
- «Маляр» — ребенку нужно улыбнуться, открыть рот и начать проводить языком по небу от зубов к горлу, как будто бы он красит кистью стену. Важно, чтобы при выполнении этих движений нижняя челюсть не двигалась. Упражнение нужно повторять 5-10 раз.
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться, приоткрыть рот и начать проводить кончиком языка по зубам с внутренней стороны. Упражнение нужно повторять 5-10 раз.
Логопедическая артикуляционная гимнастика состоит из упражнений, которые направлены и на развитие каждого артикуляционного органа как отдельно, например, губ, языка, так и всех органов вместе. Чтобы достичь результата, упражнения следует выполнять комплексами на ежедневной основе.
Когда используется артикуляционная гимнастика
Артикуляционная речевая гимнастика — неотъемлемая часть работы логопеда. Ее применяют в работе со всеми детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.
При общем недоразвитии речи (ОНР), которое заключается в том, что у ребенка наблюдается несформированность различных речевых компонентов, гимнастика помогает существенно улучшить и развить произносительную сторону речи ребенка.
Артикуляционные упражнения важно выполнять при дислалии — когда у ребенка нет проблем с моторикой или мышечным тонусом, но он неправильно произносит различные звуки. Выполнение упражнений с логопедом помогает ему запомнить правильное положение и движения артикуляционных органов и избавиться от дефектов произношения.
Также артикуляционную гимнастику используют при запуске речи у детей. Так называют процесс по стимулированию речевых навыков у детей, чья речь не соответствует речевым нормам или вовсе отсутствует. Гимнастика помогает укрепить речевой аппарат ребенка, что способствует тому, что он начинает произносить звуки.
Выполнять упражнения по артикуляционной гимнастике следует с раннего возраста — чем раньше дети начинают укреплять артикуляционные органы, тем четче и чище будет их речь в будущем.
Заниматься артикуляционной гимнастикой можно не только на логопедических занятиях под присмотром специалиста, но и в домашних условиях вместе с родителями, которые предварительно проконсультировались у логопеда и знают, как контролировать верное выполнение упражнений.
Где выучиться на специалиста по артикуляционной гимнастике
Хотите изучить современные методики проведения артикуляционной гимнастики, чтобы применять полученные знания в логопедической практике?
Приходите учиться на программу повышения квалификации «Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата (108ч)». Всего за 1,5 месяца вы научитесь диагностировать различные виды заболеваний артикуляционного аппарата и осуществлять их коррекцию с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.
Программа полностью соответствует требованиям профстандарта.
По результатам обучения на курсе вы получите удостоверение о повышении квалификации, которое принимается работодателями на всей территории Российской Федерации и стран СНГ.