Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Как стать хорошим учителем биологии и сделать свои уроки интересными?

Как стать хорошим учителем биологии и сделать свои уроки интересными?

Средний балл ЕГЭ по биологии в 2019 году – всего 52,2 балла. Увы, плохое знание предмета подтверждают не только результаты экзаменов, но и сама жизнь. Достаточно посмотреть, сколько людей придерживается вредной диеты, чистит организм от «шлаков» и «токсинов», отказывается от прививок, не может отличить мухомор от подосиновика. Чтобы исправить ситуацию, нужен новый формат учителей биологии – современных, искренне любящих свой предмет и способных заинтересовать им детей.

Содержание школьного курса биологии. Как адаптировать его к современной жизни?

Должностные обязанности учителя требуют от него руководствоваться утвержденной в школе образовательной программой и ФГОС. Но уроки можно сделать более интересными и современными, не выходя за рамки стандартного школьного курса.

Вот как это может выглядеть на каждом из этапов изучения биологии:

  • 5-6 класс. Знакомство с предметом в средней школе дети начинают с изучения грибов, бактерий, растений и лишайников. Здесь учителю важно не только дать теоретический материал, но и научить пользоваться им в реальной жизни. Например, дети должны не только узнать особенности строения грибов, но и научиться различать, какие из них съедобные, а какие нет. Им нужно рассказать, чем вирусы отличаются от бактерий, как от них защититься, как работают вакцины.

  • 7 класс. После растительного мира дети знакомятся с миром животных. Они узнают о строении, жизнедеятельности, поведении разных животных, их практическом, экологическом, этическом, эстетическом значении. Детям важно не только показать разнообразие зверей, птиц, рыб, насекомых, живущих на Земле, но и рассказать о необходимости их защиты. Причем не только в глобальном смысле, но и на уровне, доступном каждому. Например, ученикам следует объяснить, что не стоит весной поджигать в полях и лесах сухую траву, даже если рядом нет построек, ведь из-за этого могут погибнуть, остаться без дома и пищи ежи, лисы, мыши, птицы, змеи и другие живые существа.

  • 8 класс. Получив знания о растительном и животном мире, дети начинают изучение человека и его здоровья. Здесь важно давать ученикам теоретический материал о клетках, органах, системах не как сухую теорию, а в гигиеническом, медико-санитарном, экологическом контекстах. Дети еще задолго до школы усваивают, что нужно мыть руки перед едой или проветривать комнату, но зачем это делать, они зачастую не знают. У них не выстроена связь между съеденной вчера шоколадкой и появившимися за ночь высыпаниями на лице. Они не понимают, почему перед анализом крови нельзя есть, а от заложенных ушей в самолете помогает леденец. Нужно заполнять эти пробелы, чтобы сделать отношение детей к своему организму более осознанным. 

  • 9-11 классы. Школьное биологическое образование завершает раздел «Общая биология», где детям даются общие представления о закономерностях живой природы, протекающих в биологических системах процессах. Предыдущая подготовка позволяет рассматривать с учениками сложные цитологические, эволюционные, эмбриологические, филогенетические, генетические и экологические вопросы. Все ранее полученные знания систематизируются и обобщаются. Важно, чтобы дети могли не только дать определение, что такое ДНК или рассчитать, какие глаза будут у котят зеленоглазой кошки и голубоглазого кота, но и разбирались в явлениях современной жизни. Выходя из школы, они должны хотя бы в общих чертах знать, что такое ГМО-продукты и почему их не стоит бояться, откуда берутся озоновые дыры, как «делают детей в пробирках», почему клонирование человека считается неэтичным и т. д.

6 помощников учителя биологии. Делаем уроки интересными

Школьное образование все больше отходит от стандартных лекций и пересказа учебников. Чтобы детям было интересно на уроках биологии, им можно предложить:

  1. Настольные игры по биологии, например, игру «Эволюция». В нее можно играть как на внеурочных мероприятиях в школе, так и в компании друзей и семьи дома.

  2. Походы в музеи и виртуальные экскурсии. Посмотреть на скелет мамонта или жилище неандертальцев вживую гораздо интереснее, чем увидеть их на иллюстрациях учебника. Сходите с детьми в биологический, палеонтологический, зоологический музеи. Если в вашем городе их нет, посетите краеведческий музей – он есть даже в самых небольших населенных пунктах и в нем всегда можно увидеть экспозицию «Природа родного края», артефакты из жизни древних людей. А еще на сайтах многих музеев мира сегодня есть виртуальные экскурсии.

  3. Волонтерскую помощь. Если в вашем городе работают оранжереи или зоопарк, им наверняка периодически требуются помощники для пересадки растений, уборки, ухода за животными и т. д. Станьте волонтерами вместе с учениками. Это отличный способ не просто сделать доброе дело, но и увидеть то, что не показывают на экспозициях, пообщаться с людьми, которые знают много интересного о растительном и животном мире.

  4. Мобильные приложения. Современные дети не расстаются со смартфонами. Так почему бы не сделать их помощниками в освоении биологии? Есть множество бесплатных приложений, которые станут отличным иллюстративным и дополнительным материалом на уроках. Это всевозможные атласы, энциклопедии, распознаватели растений и животных, трехмерные модели органов и т. д. Есть даже программы, позволяющие произвести вскрытие виртуальной лягушки в 3D-формате.

  5. Домашние опыты и эксперименты. Детям можно предложить прорастить семена и развести на подоконнике огород, собрать на летних каникулах гербарий, вырастить кристаллы или плесень на кусочке хлеба.

  6. Передачи и фильмы. Не стоит забывать, что 70% информации мы усваиваем визуально. Поэтому стоит обязательно иллюстрировать содержание лекций и учебников увлекательными научно-популярными программами и фильмами о природе и человеке.

Где получить профессию учителя биологии?

Самый стандартный вариант – в педагогическом вузе, колледже или техникуме. Сколько придется учиться, зависит от того, первое это для вас профессиональное образование или второе, от учебного заведения, формы обучения и других факторов. Но обычно в вузе это 4-6 лет, а в колледже или техникуме – 2-3 года. Для поступления обычно нужно сдать 3 экзамена – русский язык, биологию и еще один предмет по выбору образовательной организации (чаще всего обществознание, математику или химию).

А можно ли стать учителем биологии за более короткий срок?

Да, если у вас есть любое высшее или среднее профессиональное образование. В этом случае вы можете всего за 3-6 месяцев получить квалификацию учителя и все необходимые профессиональные качества и компетенции на дистанционных* курсах переподготовки. Их программы разработаны с учетом профстандарта «Педагог» и актуальной редакции ФГОС. Материал подобран экспертами-практиками, которые знают, как сделать уроки не только полезными, но и интересными для детей.

Чтобы поступить на курсы для учителей биологии, вам не нужно сдавать экзамены. Достаточно подтвердить, что у вас есть любое образование не ниже среднего профессионального.

У нас можно пройти курсы для учителей биологии по следующим дистанционным* программам:

Учитель биологии. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
28 250 руб
23 540 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Выбирайте эту программу, если у вас нет биологического образования или вы получили его очень давно. Вам предстоит познакомиться не только с тем, как преподавать предмет, но и с тем, чему именно вы будете учить детей: ботаникой, зоологией, анатомией человека, цитологией и т. д:

Учитель биологии. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
18 130 руб
13 430 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Эта программа подходит вам, если у вас уже есть биологическое образование. Она сосредоточена только на педагогике и психологии детей, методике и технологиях преподавания предмета в соответствии с ФГОС. Заново проходить школьный курс ботаники или зоологии вам не придется.

    Когда вы окончите обучение и пройдете итоговую аттестацию в формате онлайн-теста, вам будет выдан диплом о профессиональной переподготовке. С ним вы сможете устроиться в государственные и частные школы, центры дополнительного образования, стать репетитором. Анализ вакансий с портала Яндекс.Работа показывает, что учителя биологии зарабатывают в Москве до 90 000 рублей в месяц (при стандартной ставке – 18 часов в неделю). В регионах России зарплата специалистов составляет в среднем 30 000 рублей.

    Любовь к предмету почти всегда вытекает из любви к учителю. Поэтому если вы хотите преподавать биологию, станьте профессионалом в этой области и постарайтесь сделать свои уроки по-настоящему интересными. И тогда вам не придется переживать за знания ваших учеников.

    * Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

    Заявка на обучение или консультацию
    Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

    Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

    Задать вопрос
    Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
    Спасибо за заявку!
    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.