Педагог – не просто профессия, а призвание. Те, кто любят детей и видят себя учителем, не оставляют мечту работать в образовании, даже если получили другую специальность. Но достаточно ли этого, чтобы стать хорошим педагогом и реализоваться в профессии? И как устроиться в школу без педагогической подготовки? Об этом мы и поговорим.
Какими качествами должен обладать учитель?
Статистика говорит, что лишь треть выпускников педагогических вузов устраиваются в школы. Многие из них работают в педагогике 1-3 года и потом кардинально меняют профессию. В чем причина? В большинстве случаев в том, что теоретические представления о работе учителя, его должностных обязанностях, не совпадают с реальностью. Педагогическая практика и первые годы в школе открывают молодым учителям глаза на то, что они ошиблись с выбором профессии.
Для работы педагогом нужно сочетать в себе сразу несколько важных качеств:
- Любовь к детям. Учителю должно быть интересно с учениками, он должен видеть в каждом из них личность, стремиться к общению с ними и получать от этого общения удовольствие. Человек, которого дети раздражают, никогда не сможет стать хорошим педагогом, каким бы сильным специалистом в своей области он не был.
- Любовь к своему предмету. Если педагогу не интересно то, чему он учит, каждый урок он просто пересказывает учебник и заканчивает лекцию строго со звонком, дети никогда не полюбят ни его, ни предмет. И наоборот если у учителя горят глаза, когда он говорит о доказательстве теоремы или читает стихотворение, когда каждый урок не похож на предыдущий, даже самый закоренелый двоечник может обнаружить в себе любовь к математике или литературе.
- Спокойный и уравновешенный характер. Работа с детьми – это постоянный стресс даже для тех, кто их любит. Нужно разбираться в характерах учеников, отвечать на сотни вопросов (часто наивных и повторяющихся изо дня в день), решать конфликты. К этому добавляются общение с коллегами, начальством, родителями. Эмоционально неустойчивый человек в школе долго не продержится.
- Стремление к постоянному саморазвитию, причем не только профессиональному. Детям интересны учителя, которые всегда могут рассказать что-то кроме содержания учебника, побеседовать на важные для них темы, привести примеры из современной жизни. Поэтому лучшими педагогами становятся те, кто в свободное время ходит в театры и на выставки, читает книги, смотрит фильмы, слушает музыку, занимается спортом или рукоделием, осваивает новые технологии, общается с людьми и постоянно стремится узнавать что-то новое.
Если у вас есть все эти качества, вы можете стать хорошим педагогом. Но только их недостаточно. Еще немало личностных и профессиональных качеств вы разовьете, когда будете получать педагогическое образование и начнете работать в школе.
Кто может стать учителем по профстандарту? Можно ли работать в школе без педагогического образования?
Традиционно в школах работают специалисты с дипломами вузов, колледжей и техникумов по специальности «Образование и педагогические науки». Но актуальная версия профстандарта «Педагог» позволяет устраиваться в школу и с любым другим профессиональным образованием. Для этого потребуется пройти курсы переподготовки на учителя. Ведь даже если вы выучились на историка или биолога и отлично знаете свой предмет, это не значит, что вы сможете понятно объяснить его детям в рамках школьной программы.
Стоит отметить, что профстандарт для педагогов запрещает работать в школе ряду лиц, а именно, тем, кто:
- в судебном порядке лишен права заниматься педагогической деятельностью;
- имеет или имел судимость по статьям УК РФ, указанным в статье 351.1 ТК РФ;
- признан недееспособным;
- имеет заболевания, которые могут быть опасны для окружающих: ВИЧ, вирусные лихорадки, гепатиты B и C, дифтерия и т. д.
Куда поступать и сколько учиться, чтобы стать учителем?
В вузах на педагога учатся 4-5 лет, в колледжах и техникумах – 2-3 года. Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить на учителя, зависит от выбранной специальности. Чаще всего это русский язык и два экзамена, соответствующие направлению подготовки, например, математика и физика для будущих учителей математики.
Как уже было сказано выше, при наличии любого высшего или среднего профессионального образования можно за несколько месяцев получить квалификацию педагога на курсах профпереподготовки. Мы предлагаем сделать это дистанционно* – из любой точки страны и даже мира. Вы можете выбрать подходящее вам направление подготовки:
- Педагогика. Это общие программы, которые будут полезны всем, кто собирается работать в школе, но не имеет педагогического образования. Например, вы можете пройти курс, который познакомит вас с теорией, историей, методологией педагогики, педагогическими технологиями, теорией и методикой воспитания и другими базовыми дисциплинам, без знания которых невозможно стать учителем.
- Начальное образование. Это программы для тех, кто хочет работать учителем 1-4 классов. Самый универсальный и полный курс раздела. Он рассказывает об особенностях обучения и воспитания младших школьников, знакомит с ФГОС НОО, образовательной программой начального образования, спецификой преподавания отдельных предметов. У нас также есть ряд программ для учителей, которые хотят работать в системе коррекционного и компенсирующего образования.
- Предметная подготовка учителей. Это курсы по конкретным направлениям педагогической деятельности. Если ваша специальность не совпадает с предметом, который вы хотите преподавать, выбирайте курсы продолжительностью 620 часов. В их учебном плане есть специальные дисциплины. То есть на курсе для учителей математики вы будете изучать не только теорию и методику преподавания этого предмета в школе, но и алгебру и теорию чисел, математический анализ, аналитическую геометрию и т. д. Если подготовка по выбранному предмету у вас уже есть, то вам подойдут более узкие и короткие программы на 340 часов. Они рассказывают только о том, как преподавать дисциплину в школе по требованиям ФГОС. Вы можете пройти переподготовку на:
По итогам прохождения курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке, который дает вам право претендовать на должность учителя в любых общеобразовательных учреждениях России, быть репетитором.
Где может работать учитель?
- Государственные школы. В них всегда есть вакансии для педагогов, в том числе и молодых. Государственные школы есть в любом районе любого города, поэтому можно найти работу близко к дому. Учителям предоставляются все социальные гарантии, различные привилегии, в том числе удлиненный отпуск (56 дней) и возможности выхода на пенсию по выслуге лет. Обучение ведется по ФГОСам и утвержденным учебным материалам. При стандартной ставке (18 часов в неделю) средняя зарплата педагога в Москве составляет около 95 тыс. рублей в месяц. В регионах России учителям платят в среднем от 25 до 45 тыс. рублей.
- Частные школы. В коммерческих учебных заведениях педагоги зарабатывают в несколько раз больше, чем в государственных. Но попасть в них гораздо сложнее – от претендента на вакансию учителя могут потребовать наличие портфолио с личными достижениями и достижениями учеников, владение нестандартными педагогическими методиками, знание иностранных языков и т. д. Могут предъявляться определенные требования даже ко внешности. К тому же, частные школы есть не во всех районах и городах.
- Репетиторство. Учителя могут подрабатывать репетиторами после основной работы или посвятить этому все свое время. Тем более, заниматься с учениками в частном порядке сегодня можно дистанционно. Стоимость часа занятий начинается с 400-500 рублей и может достигать нескольких тысяч рублей, если педагог опытный и имеет хорошую репутацию. Наиболее востребованы репетиторы, которые готовят детей к ОГЭ и ЕГЭ.
Итак, чтобы работать учителем, нужно в первую очередь любить детей и свой предмет. Но чтобы реализовать себя в этой непростой профессии, нужно обязательно получить профессиональное образование. И это можно сделать не только в педагогическом вузе, колледже или техникуме, но и на курсах дистанционной* переподготовки.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий