Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Почему дыхательная гимнастика — важный инструмент для логопеда

Почему дыхательная гимнастика — важный инструмент для логопеда

Речь — это не только набор слов, это еще и дыхание, которое придаёт им силу и ясность. Для детей с речевыми нарушениями дыхательная гимнастика становится ключевым элементом в коррекционной работе. 

Эти упражнения не только укрепляют мышцы, отвечающие за дыхание, но и помогают детям управлять ритмом и тоном их речи, делая её более чёткой и понятной. О других плюсах дыхательной гимнастики в логопедии рассказываем ниже. 

Содержание статьи:

Почему дыхательная гимнастика — важный инструмент для логопеда

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика в логопедии — это комплекс специальных упражнений для детей, основные задачи которого — тренировать дыхательные мышцы, улучшить контроль над дыханием, развивать диафрагмальное дыхание и научить ребенка координировать дыхание с голосом и артикуляцией.

Благодаря такой гимнастике у ребенка будет более четкая и выразительная речь, он сможет управлять своим голосом и интонацией и без ошибок произносить длинные фразы.

Дыхательная гимнастика используется для коррекции таких проблем, как дизартрия, заикание, быстрая утомляемость голоса, неправильное дыхание при говорении (например, поверхностное или слишком частое дыхание).

Плюсы дыхательных упражнений 

Дыхательная гимнастика имеет огромное значение для детей с нарушенным речевым дыханием, так как постоянные упражнения: 

  1. Развивают голос и помогают выработать естественность и музыкальность речи, борются с заиканием.
  2. Помогают ребенку научиться говорить отчетливо и выразительно, без спешки, с соблюдением интонационных пауз. 
  3. Устраняют нарушения темпа и ритма речи и гнусавость.
  4. Оказывают общий оздоравливающий эффект на организм: улучшают осанку, укрепляют мышечный тонус лица и грудной клетки, гармонизируют работу нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, защищают от переохлаждения, улучшают местное и мозговое кровообращение.
  5. Влияют на эмоциональное состояние: например, если ребенок гиперактивен, дыхательные упражнения снимут излишнее напряжение, научат расслабляться и успокаиваться, переключат внимание.

Несовершенства речевого дыхания у детей

Нарушения речевого дыхания часто встречаются у дошкольников, ведь в этот период все процессы в организме ребенка еще формируются. Логопеды обычно работают с такими дефектами:

  1. «Захлебывание» словами, когда ребенок прерывается на середине фразы, чтобы сделать вдох, не вовремя делает паузы, тараторит. Особенно это можно заметить при чтении стихов.

Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
11 200 руб
7 500 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  1. Относительная слабость вдоха и выдоха из-за незрелости дыхательного аппарата, в результате чего ребенок говорит очень тихо и неразборчиво, не может закончить длинную фразу, не вдохнув. 
  2. Неумение рационально распределять выдыхаемый воздух на все слова: ребенок начинает фразу громко и четко, но из-за недостатка воздуха заканчивает ее очень тихо или не заканчивает вообще.
  3. Отсутствие сильной воздушной струи в определенном направлении, необходимой для произнесения сложных для малышей звуков — свистящих, шипящих.

Виды дыхательных упражнений

В комплекс дыхательной гимнастики можно включить:

Упражнения для отработки грудобрюшного типа дыхания

  1. Логопед кладет лежащему ребенку на живот небольшую игрушку (например, пластмассовую уточку). Ребенок дышит животом и следит, как игрушка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. 
  1. Ребенок учится вдыхать «полный живот» воздуха и медленно выдыхать. В положении сидя ребенок кладет руку на диафрагму и следит за тем, чтобы дышать не грудью, а животом. Логопед же читает стишок:

Сели бегемотики,

Потрогали животики,

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Бегемотики лежали, бегемотики дышали,

То животик поднимается, то животик опускается.

Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания 

  1. Ребенок разводит руки в стороны и делает вдох ртом. После обхватывает себя руками и приседает (как будто погружается в воду), делает выдох носом.
  1. Для этого упражнения нужна маленькая игрушка, которую можно надуть за 3-4 выдоха. Сначала логопед показывает ребенку, как это сделать (набирает воздух через рот и медленно выдыхает воздух ртом в игрушку). Затем предлагает ребенку сделать то же самое.
  1. Можно подготовить что-то ароматное, например цветок или апельсин (главное, уточнить у родителя, нет ли у ребенка аллергии), и предложить малышу понюхать предмет разными способами: вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно; вдох через нос, выдох через рот толчками равными объемами.

Упражнения для развития продолжительного выдоха без пауз

  1. Логопед предлагает ребенку поучаствовать в соревновании, где спортсмены — цветные карандаши. Для состязания нужно подготовить «стадион» — из подручных материалов сделать на столе место старта и финиша. Участники по очереди дуют на карандаши, цель — прийти к финишу быстрее соперника. 
  1. Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги несколько бумажных бабочек и каждой привязать нитку. Педагог закрепляет бабочек на уровне лица ребенка и предлагает на них подуть, чтобы бабочки «полетели». Игру можно сопроводить четверостишием: 

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки —

На березовой ветке!

Упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи

  1. Нужно положить маленький кусочек ваты на нос ребенка и попросить малыша высунуть язык, загнуть его вверх и свернуть в «чашечку». Задача — сдуть вату с носа. Если все сделать правильно (воздух должен проходить посередине языка), вата полетит вверх. 
  1. Логопед подносит к нижней губе ребенка пузырек с узким горлышком и просит подуть. Если воздушная струя направлена правильно, малыш услышит гулкий шум. 
  1. Надо зажечь свечу и предложить ребенку дуть на нее так медленно и аккуратно, чтобы пламя только слегка колебалось, но не погасало. Настоящую свечу можно заменить цветными полосками бумаги. 

Упражнения для отработки правильного произношения звуков во время выдоха

  1. Логопед предлагает игру, где ребенок должен представить себя змеей, которая вылезла из норы и греется на солнце, шипя от удовольствия: «Ш-ш-ш». Цель упражнения — шипеть на одном выдохе, не добирая воздух. 
  1. Педагог рассказывает ребенку, что сегодня к нему в гости пришла кукла Ляля, которая очень любит танцевать и петь песенки. Нужно спеть вместе с Лялей: немного открыть рот, сделать им вдох и на одном выдохе произнести 3 слога подряд «ля-ля-ля». Постепенно, когда ребенку это будет даваться просто, можно петь на одном выдохе 6-9 слогов подряд. 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Чтобы получить максимальный эффект от дыхательных упражнений, необходимо следовать следующим правилам: 

  1. Заниматься до того, как ребенок поел.
  2. Проводить зарядку в теплой, но проветренной комнате.
  3. Делать все упражнения плавно, но ритмично — под счет или музыку.
  4. Следить, чтобы ребенок был в свободной и не стесняющей движения одежде.
  5. Отводить на гимнастику 5-7 минут и вводить упражнения постепенно — на первом занятии самое легкое, потом добавлять и усложнять еще одно и так далее. 
  6. Делать каждое упражнение не больше 3–5 раз.
  7. Соблюдать технику выполнения дыхательной зарядки: ребенок не должен задействовать мышцы шеи, живота и рук, напрягать живот и плечи. Также важно, чтобы выдох был плавным и долгим, а ребенок не надувал щеки.
  8. Настроиться на позитивный лад, так как хорошее настроение педагога передается и ребенку.

Как научиться применять дыхательную гимнастику в логопедии?

О специфике проведения дыхательной гимнастики, ее роли в исправлении темпо-ритмических нарушений речи и многих других аспектах работы логопеда вы можете узнать на образовательной онлайн-программе «Специальное (дефектологическое) образование по направлению “Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации”. Речевая терапия детей, подростков, взрослых». 

Вы не только получите диплом о профпереподготовке, но и сможете пройти стажировку в компании «My Speech» прямо во время обучения! 

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации». Речевая терапия детей, подростков, взрослых
1280 часов / 8.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
77 400 руб
69 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.