Цель дошкольной педагогики — не только подготовка к учебе. Конечно, нужно научить детей считать до 10, пользоваться карандашом и различать простые геометрические фигуры. Но перед воспитателем, осуществляющим предшкольную подготовку стоит более важная задача — развить детское воображение и любознательность, сформировать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим, уверенность в своих силах, инициативность, самостоятельность и устойчивость к стрессам.
Над чем еще стоит поработать? Давайте разберемся.
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» можно пройти курсы по подготовке детей к школьному обучению. Много внимания уделяется дошкольной педагогике по ФГОС — вы сможете разобраться в особенностях федерального государственного образовательного стандарта и следовать его требованиям. Речь идет о заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Это значит, что вы сможете получить новую профессию в режиме онлайн. Ознакомьтесь также с нашими курсами по педагогике дошкольного образования, чтобы выбрать подходящую программу. Приходите учиться к нам!
Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу?
Педагог предшкольной подготовки должен помнить о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок владеет основными культурными способами деятельности. Он проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении, в конструировании и познании. Также он может сам выбирать для себя как род занятий, так и участников совместной деятельности (решает, кого пригласить в игру, с кем посмотреть мультфильм и пр.)
У дошкольника развита мелкая и крупная моторика. Он вынослив и подвижен, способен контролировать свои движения.
Ребенок обладает развитой фантазией и активно ее использует, в том числе в игре. Он прекрасно отличает реальную ситуацию от условной, действительность от вымысла.
Ребенок знаком с социальными нормами и правилами, умеет им следовать.
Дошкольник владеет устной речью достаточно хорошо, чтобы выражать свои желания и мысли, общаться с окружающими. Он умеет выделять звуки, есть предпосылки грамотности.
Дошкольник позитивно относится к труду, миру, окружающим людям и к себе самому. У него развито чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Он умеет взаимодействовать с другими людьми (и детьми, и взрослыми) — то есть знает, как договариваться, находить компромиссы, решать конфликты и адекватно выражать свои чувства и мысли. У него развита эмпатия — он умеет сочувствовать, радоваться за чужие успехи и пр.
Ребенок знает правила безопасного поведения и основы личной гигиены и соблюдает их.
Дошкольник любознателен, задает вопросы, старается самостоятельно находить причинно-следственные связи и придумывать объяснения как природным явлениям, так и человеческим поступкам. Он склонен к экспериментам и наблюдению. При этом обладает базовыми знаниями истории, математики, природоведения и пр.
Ребенок способен самостоятельно принимать решения на основе собственного опыта, знаний и умений.
Кроме того, важно развить у ребенка способность фокусироваться на одной задаче и учиться по 20-30 минут без перерыва, не отвлекаясь и не мешая остальным.
Вы можете узнать о формировании программы предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС при обучении в АНО «Академия дополнительного профессионального образования»
Как определить, готов ли ребенок к школе
Есть 4 основных критерия готовности ребенка к обучению в классе: мотивационный, социальный, физический и интеллектуальный. Разберем каждый подробнее.
Мотивационная готовность означает, что ребенок хочет учиться в школе. Притом важно, как он обосновывает свое желание. Если ребенок говорит, что мечтает поскорее пойти в первый класс, потому что там будет много новых друзей, с которыми можно играть, дурачиться и веселиться — с его мотивацией еще нужно поработать. Лучше, чтобы акцент смещался на социальный статус («я стану школьником, у меня будет свое рабочее место»), еще лучше — на познание («я узнаю много интересного, научусь новому»).
Социальная готовность предполагает умение ребенка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми, выполнять требования учителей, соблюдать дисциплину. При этом нет ничего страшного, если у ребенка возникают небольшие сложности с внимательностью на уроках — после поступления в школу он постепенно привыкнет к новым правилам.
Физическая готовность — это уровень здоровья, при котором ежедневные учебные нагрузки не причиняют ребенку вреда. Именно поэтому предшкольная подготовка детей предполагает медицинское обследование. В некоторых случаях рекомендации врачей напрямую влияют на выбор школы и уровня нагрузки.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие базовых навыков и умений. Речь идет не столько об умении считать, различать гласные и согласные звуки и пр., сколько о способности рассуждать и мыслить логически.
Как родители участвуют в подготовке детей к школьному обучению
Многих сложностей в адаптации первоклассников можно избежать, если не допускать распространенных ошибок. В частности, некоторые родители:
Игнорируют проблемы в развитии и обучении ребенка. Рассуждают так: учиться нужно в школе, а до нее ничего делать не требуется. Если ребенок не ходит в детсад, ситуация может усугубиться.
Не хотят решать проблемы в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Надеются, что «в школе ему все объяснят».
Не учат ребенка управлять собственными эмоциями и соблюдать дисциплину. Говорят, что «он же ребенок, он просто не понимает, что говорит и делает».
Игнорируют нежелание ребенка учиться. Надеются, что учителя в школе смогут его заинтересовать.
Именно поэтому в задачи педагогики детей дошкольного возраста входит и работа с родителями. Важно объяснить им критерии готовности ребенка к школе, рассказать об особенностях адаптации первоклассников, дать практические рекомендации. Родители должны знать:
Как помочь ребенку развить инициативность, настойчивость и самостоятельность.
Как упростить адаптацию в первые месяцы учебы в школе. В частности — что следует будить ребенка мягко и спокойно, не подгонять его все утро, не дергать по пустякам и не ругать, даже если ребенок не сделал то, о чем ему напоминали трижды.
Как поддержать ребенка при первых неудачах и научить правильно реагировать на неприятные события.
Как встречать ребенка из школы, чтобы он мог отдохнуть после уроков и не боялся возвращаться домой.
Кроме того, нужно объяснить родителям, как детям лучше учить уроки в первом классе, чтобы они не переутомлялись и все успевали. И это также под силу педагогу предшкольной подготовки.