Стать судебно-лингвистическим экспертом – значит, научиться толковать самую суть и смысл словесного выражения. Эксперт исследует речевые показания по ряду дел, проводит экспертизу контента в интернете, СМИ, товарных знаков и др. Подробнее о повышении квалификации по этому профилю рассказывает С.К. Хаидов, судебный эксперт-психолог, преподаватель.
Речь, письменная или устная – это источник доказательственной информации. Для определения семантико-содержательной стороны текста, документа, сообщения или высказывания проводится судебно-лингвистическая экспертиза (СЛЭ). Научиться проводить СЛЭ можно на дистанционных курсах.
Кто может стать экспертом-лингвистом?
Программа повышения квалификации:
Рассчитана на 2 месяца (144 часа) и рассчитана для специалистов, имеющих высшее образование по специальности «Лингвистика» или «Филология», а также для учителей русского языка. Кроме того, программу могут освоить эксперты-психологи, владеющие методами психолингвистики и её методиками исследования продуктов речевой деятельности. Психологам программа поможет понять общую методологию и структуру проведения судебно-лингвистических экспертиз.
В каких делах требуется СЛЭ?
СЛЭ используется в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в частности при анализе печатных продукций на выявление признаков негативного влияния на психическое развитие несовершеннолетних, призывов, побуждения к суициду, в том числе в интернете.
Базовый перечень дел, где может потребоваться проведение лингвистической экспертизы, включает дела об:
- оскорблении;
- клевете;
- угрозе;
- разжигании национальной розни;
- призывах к экстремизму.
Курс поможет развить и усовершенствовать профессиональные компетенции при проведении судебно-лингвистической экспертизы по указанным делам. Также Слушатели освоят сущность экспертных задач по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Чему можно научиться на курсе?
Программа включает теорию СЛЭ, освещает вопросы составления экспертного заключения и даёт характеристику экспертных задач СЛЭ. Для отработки навыков Слушатели выполняют практические задания. Например:
Задание 1
Составить таблицу характеристик типологий экспертных выводов. Дать лингвистическое содержание по каждому виду экспертных выводов таблице по 3 графам:
а) номер по порядку;
б) название вида вывода;
в) краткая характеристика лингвистического содержания вывода.
Задание 2
Составить краткую лингвистическую характеристику речевого акта: об оскорблении, клевете, призывам к экстремистской деятельности, угрозе.
Описать цели, задачи и содержание лингвистических решаемых вопросов по речевым актам об указанном правонарушении.
СЛЭ, проведённая компетентным специалистом, позволит суду, следствию, адвокатам получить ценную доказательственную информацию для установления действительных фактов и обстоятельств расследуемого преступления или спора.
Об авторе: Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, доцент, дипломированный судебный эксперт-психолог, член «Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги», Председатель Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов».