Многих людей увлекают путешествия, знакомство с природными, культурными, экономическими особенностями разных уголков нашей планеты. И это увлечение можно превратить в профессию, став учителем географии и прививая детям любовь к познанию мира.
Можно ли работать учителем географии в школе без педагогического образования?
Согласно профстандарту «Педагог», есть два пути, чтобы стать учителем географии:
1. Окончить педагогический вуз, техникум или колледж.
2. Получить непедагогическое высшее или среднее профессиональное образование и пройти курсы профпереподготовки с присвоением квалификации «Учитель географии». Даже глубокое знание предмета не гарантирует, что специалист сможет успешно преподавать его детям. Для этого будущему учителю нужно познакомиться с основами педагогики и возрастной психологии, образовательными и воспитательными методиками и технологиями, программами, требованиями ФГОС. Все эти знания и дает переподготовка.
Где и как можно пройти переподготовку на учителя географии и сколько нужно учиться?
Предлагаем получить квалификацию педагога в дистанционном* формате – через интернет. Если для поступления на учителя географии в вуз, колледж или техникум вам придется сдавать экзамены минимум по 3 предметам (обычно по математике, русскому языку и географии), то здесь этого не требуется. Вы просто подтвердите уровень своего образования, направив в приемную комиссию скан-копию диплома вуза, колледжа или техникума. Обучение займет всего 3-5 месяцев.
Эксперты-практики подготовили две программы переподготовки для учителей географии:
Программа рассчитана на тех, у кого нет географического образования, и на тех, кто получил его давно и хочет освежить знания по предмету. Учебный план знакомит с педагогикой и психологией в образовательном процессе, а также дает исчерпывающие знания по содержанию школьного курса географии и особенностям преподавания каждого из его разделов.
Это более короткий курс для тех, у кого есть географическое образование. Если вы поступите на него, вам не придется заново изучать картографию, биогеографию, физическую, социальную, экономическую и политическую географию России и мира. Вы получите только знания и навыки в области преподавания предмета – познакомитесь с основами педагогики, понятием педагогического процесса, методикой обучения детей географии, традиционными и инновационными технологиями обучения, теорией и методикой обучения и воспитания.
Содержание обеих программ учитывает актуальные требования ФГОС и профстандарта, поэтому на них вы научитесь работать в современной школе со всеми ее особенностями.
Когда и зачем учителю географии повышать квалификацию?
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ ставит перед всеми педагогическими работниками обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень – не реже 1 раза в 3 года. Это необходимо как для получения новых знаний и навыков, так и для прохождения аттестации на получение новой квалификационной категории, а, следовательно, для карьерного роста и увеличения зарплаты.
Мы предлагаем дистанционную* программу повышения квалификации:
{program_slider_3}
Она хочет познакомить вас с современными технологиями, которые походят для курса географии: технологией модульного обучения, проблемным обучением, технологией проектной деятельности, применением логических опорных конспектов, использованием мультимедийных и интерактивных средств и т. д. По окончании программы вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Где работают и сколько получают учителя географии?
Учителя географии могут работать в частных и государственных школах, вести географические кружки в учреждениях дополнительного образования детей. По данным анализа вакансий на портале Яндекс.Работа, в муниципальных школах за одну ставку (18 часов) можно получать 50 000-70 000 рублей в Москве, в Санкт-Петербурге и других крупных городах – 30 000-40 000 рублей. В средних и небольших городах работодатели платят учителям географии 15 000-30 000 рублей, но им часто предлагают дополнительную нагрузку, например, вести уроки биологии, истории. Для этого нужно пройти профпереподготовку по соответствующей программе.
Помимо работы в школе или дополнительном детском образовании учителя географии могут оказывать услуги репетитора – в частном порядке или в образовательных организациях. К репетиторам по географии чаще всего обращаются дети, которые выбрали предмет для сдачи на ОГЭ или ЕГЭ. Их не так много, как тех, кто сдает, например, обществознание, физику или биологию, но все же они есть. Так, в 2019 году ЕГЭ по географии сдавало около 27 000 человек.
Плюсы профессии
Официальное трудоустройство. Чаще всего учителя географии работают в государственных образовательных учреждениях. А значит, у них белая зарплата, что позволяет взять кредит, ипотеку, накапливать пенсионные отчисления, им предоставляются больничные, оплачиваемые учебные отпуска и другие бонусы. Также учителя могут уйти на пенсию по выслуге лет, а не по возрасту.
Длинный отпуск. Официальный отпуск учителя – 56 дней. И он всегда летом.
Разнообразная деятельность. Работа учителя не ограничивается школьным кабинетом – он регулярно ходит с детьми на киносеансы, спекли, выставки, экскурсии, нередко ездит в другие города. К тому же, как руководитель группы, он часто посещает мероприятия бесплатно.
Значимость профессии. Учитель помогает детям стать всесторонне развитыми, грамотными, образованными людьми. Многие педагоги с большим стажем говорят, что для них самое приятное в профессии — именно осознание важности своего труда, гордость за учеников, которые добились высот в карьере, общественной жизни, творчестве.
Минусы профессии
Сложность с набором часов для ставки. В зависимости от класса географию изучают 1-2 часа в неделю. Поэтому если в школе всего по 1-2 класса в параллели, учителю будет сложно набрать даже одну стандартную ставку в 18 часов. Но выход есть – пройти переподготовку и вести дополнительно еще один предмет или трудиться сразу в нескольких школах.
Рабочий день продолжается дома. Ставка учителя — 18 часов. Распределим ее на стандартную учебную неделю (5 дней) и получим всего 3-4 урока в день. Казалось бы, оставшееся свободное время можно тратить на самообразование, хобби, семью. Или работать на полторы-две ставки, оказывать услуги как репетитор. Но нужно понимать, что после уроков учителю еще нужно заполнить журналы, проверить тетради, подготовить материалы на следующий день, ответить на сообщения родителей в чате и т. д. Чтобы не тратить на это личное время, нужно грамотно организовать свою работу в школе и по-максимуму задействовать «окна» между уроками, методический день.
Высокий риск профессионального выгорания. Этот синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов человека, снижает энтузиазм в работе, приумножает негативизм и усталость. В итоге талантливый педагог теряет интерес к предмету и детям, становится профнепригодным. Чтобы снизить риск профессионального выгорания, нужно уметь переключаться с рабочих задач на отдых, стараться избегать рабочей рутины, делать уроки интересными и для себя, и для детей.
Работа учителя географии – одна из самых интересных и творческих в школе, ведь он открывает для детей мир со всем его природным, культурным, архитектурным разнообразием. А хорошая педагогическая подготовка делает эту задачу еще более увлекательной и приятной.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий