Одна из задач духовно-нравственного развития детей в школьном образовании – пробуждение интереса к музыкальному искусству и формирование музыкальной культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Отвечает за достижение этой цели учитель музыки.
Профессиональные качества учителя музыки
Специалисту нужно обладать подготовкой в области истории и элементарной теории музыки, теории и методики ее преподавания, основ хорового и вокального искусства, дирижирования, анализа музыкальных произведений, основ авторского мастерства. Учитель музыки в школе должен уметь:
- использовать разные методы и приемы обучения музыке;
- задействовать для знакомства детей с музыкальными произведениями разные каналы – не только исполнять или включать музыку, но и иллюстрировать ее с помощью изображений, движений и т. д.;
- организовывать практические занятия по обучению детей разным формам вокального исполнительства;
- организовывать практические занятия по музицированию с применением разных музыкальных инструментов, аудиотехники;
- объяснять учащимся музыкальные образы, проецируя их на жизненный опыт;
- организовывать экспериментально-исследовательскую, проектную, творческую деятельность детей на уроках и во внеурочной деятельности – проводить музыкальные конкурсы, фестивали, праздники и другие мероприятия;
- использовать в работе компьютерные инструменты, включая транспонирование мелодий, конвертирование музыки и видео, изменение темпа музыкального произведения и т. д.;
- следить за последними открытиями и новостями в области музыки и знакомить с ними детей;
- владеть музыкальным инструментом.
Также учитель музыки должен выполнять все общие требования к педагогам, установленные профессиональным стандартом работников образования и ФГОС.
Должностные обязанности учителя музыки
Трудовые инструкции для педагогических работников разрабатываются с учетом ФГОС соответствующей ступени образования и других нормативных документов. Как и любой другой педагог, учитель музыки в школе должен обучать детей с учетом их психофизиологических особенностей, участвовать в разработке образовательных программ, проведении методических и педагогических советов, организации массовых мероприятий, взаимодействовать с родителями и заменяющими их лицами, обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников, пожарную безопасность. К специфическим обязанностям специалиста относят:
- развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы учащихся, поощрение их творческой деятельности;
- формирование у детей эстетического вкуса через знакомство с музыкальной культурой;
- определение содержания музыкальных занятий с учетом подготовленности, возраста, индивидуальных особенностей учащихся;
- проведение музыкальных уроков и внеурочных занятий с использованием современных форм и способов обучения, образовательных и музыкальных технологий, достижений отечественной и мировой музыкальной культуры, современных методов оценки достижений учащихся;
- координация педагогических работников, родителей детей и заменяющих их лиц по вопросам музыкального воспитания.
Как стать учителем музыки. Требования к образованию
Преподавать музыку можно при наличии высшего или среднего профессионального образования по педагогическому или музыкальному профилю. Если вы закончили непрофильный вуз, колледж или техникум, вы можете поступить на курсы профессиональной переподготовки и получить квалификацию учителя музыки.
Где учиться на учителя музыки
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» проводится дистанционная* профпереподготовка по программе:
Ее учебный план включает:
- общепедагогические дисциплины – вы изучаете основы педагогики, теорию и методику воспитания, знакомитесь с педагогическим процессом, методологией обучения детей с учетом требований ФГОС;
- специальные дисциплины – вы узнаете, как проектировать и проводить уроки музыки в условиях реализации ФГОС, как использовать в педагогической деятельности инновационные технологии.
Учтите, что эта программа подготовки учителей музыки не подразумевает обучения игре на музыкальных инструментах.
Если вы уже преподаете в школе, мы рекомендуем вам поступить на программу повышения квалификации:
Она познакомит вас с актуальной редакцией ФГОС в свете музыкального воспитания детей. Вы узнаете, как грамотно планировать и проводить уроки музыки и оценивать учащихся в современной школе. Также обратите внимание на программу:
Программа о применении в подготовке и проведении уроков мультимедийных средств, программного обеспечения и других современных инструментов. Напомним, что для работников образования повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года является обязательным требованием для сохранения рабочего места и повышения квалификационной категории (ст. 47 закона «Об образовании в РФ).
Вы получили профильное музыкальное образование и хотите стать учителем музыки, но боитесь не справиться из-за отсутствия педагогической подготовки? Тогда обратите внимание на программу:
Остальные курсы по профилю «Педагогика».
Какую заработную плату получают учителя музыки
В Москве специалисты зарабатывают в среднем около 30 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 25 000 рублей, в крупных провинциальных городах – 20-25 000 рублей. В частных школах, центрах развития учителям музыки платят больше выше, чем в государственных. Например, в Москве такие учреждения предлагают от 70 000 рублей в месяц. Стандартная продолжительность работы учителя музыки на одну ставку – 18 часов в неделю.
Уровень зарплаты зависит не только от места работы, но и от квалификации, стажа учителя, различных надбавок (например, за преподавание в сельской местности). Чтобы зарабатывать больше, можно совмещать работу на нескольких должностях (чаще всего учителя музыки выполняют функции педагога-организатора), вести занятия в учреждениях дополнительного образования (например, в музыкальных школах).
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.