Малыши с отклонениями в физическом и психическом развитии нуждаются в особом внимании и педагогической поддержке. Для эффективной коррекции нарушений начинать занятия с ребенком нужно как можно раньше. И здесь на помощь родителям приходит целая команда специалистов — логопеды, дефектологи, реабилитологи, а также воспитатель для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Какие функции выполняет воспитатель при работе с детьми с ОВЗ? Что необходимо для успешной работы? Где получить необходимое образование? Расскажем в этой статье.
Содержание статьи:
- Что входит в обязанности воспитателя для детей с ОВЗ
- Личные качества и профессиональные компетенции специалиста
- Плюсы работы воспитателем для детей с ОВЗ
- Где учиться на воспитателя для детей с ОВЗ
Что входит в обязанности воспитателя для детей с ОВЗ
Воспитатель присматривает за детьми дошкольного возраста, которые имеют физические, эмоциональные, интеллектуальные, эмоциональные, сенсорные, психические нарушения. Это малыши с проблемами слуха и зрения, расстройством аутистического спектра (РАС), умственно отсталые, с ДЦП и другими особенностями развития.
Специалист помогает таким воспитанникам развиваться и адаптироваться в обществе. Обеспечивает индивидуальный подход и поддержку на протяжении всего образовательного процесса.
Обязанности воспитателя для детей с ОВЗ:
- Оценка потребностей и способностей ребенка для разработки индивидуального плана по развитию и обучению.
- Определение и реализация обучающих программ, адаптированных под потребности каждого ребенка.
- Проведение групповых и индивидуальных занятий для развития навыков, которые помогут подопечному приобрести самостоятельность и социализироваться.
- Поддержка родителей в вопросах воспитания и обучения детей с особенностями.
- Сотрудничество с психологами, логопедами, медицинскими работниками и другими специалистами.
- Обеспечение безопасности и комфорта детей во время занятий, игр и других мероприятий.
Личные качества и профессиональные компетенции специалиста
Почему дети с радостью встречают одного педагога и сторонятся другого? В чем секрет воспитателя, который достигает более высоких результатов в коррекционной работе, чем его коллеги?
Все очень просто. Для успешной работы с детьми с ОВЗ необходимы определенные личные качества.
Вот лишь некоторые из них:
- Любовь к своим воспитанникам, независимо от их особенностей и возможностей.
- Терпение и умение находить общий язык с каждым ребенком.
- Эмоциональная стабильность и способность контролировать себя в любой ситуации.
- Коммуникативные навыки для общения с родителями и коллегами. Они помогут находить общий язык с окружающими и избегать конфликтов.
- Ответственность и надежность. Родители доверяют воспитателю самое ценное — жизнь и здоровье своего ребенка. Педагог должен осознавать это, обеспечивая безопасность и комфорт воспитанников.
Также для работы с детьми с ОВЗ воспитатель должен:
- знать основы специальной педагогики и психологии;
- грамотно определять образовательные потребности и способности подопечных;
- уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы;
- владеть различными методиками и техниками обучения детей с нарушениями развития;
- творчески подходить к проведению развивающих занятий;
- уметь организовывать группы детей и планировать учебный процесс.
Плюсы работы воспитателем для детей с ОВЗ
Несмотря на широкий круг обязанностей и некоторые трудности при общении с «особенным» ребенком, работа воспитателя имеет свои преимущества.
К ним относятся:
- Социальная значимость профессии.
- В госучреждениях — официальное трудоустройство и стабильная зарплата.
- Длительный отпуск от 42 до 56 дней.
- Сокращенная рабочая неделя — 25 часов за полный оклад.
- Приоритетное зачисление детей педагога в детский сад.
- Можно раньше уйти на пенсию.
Где учиться на воспитателя для детей с ОВЗ
Чтобы работать с «особенными» дошкольниками, необходимо получить образование в сфере коррекционной дошкольной педагогики в колледже или вузе.
Также можно пройти программу профессиональной переподготовки «Дошкольный педагог-дефектолог» на базе любого высшего или среднего профессионального образования.
Этот вариант подойдет тем, кто хочет получить знания и навыки для работы с дошкольниками с ОВЗ за максимально короткое время и без отрыва от основной работы.
Меньше чем за полгода слушатели научатся:
- методам воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития;
- проводить диагностику индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ;
- планировать и организовывать образовательную деятельность с учетом требований ФГОС;
- создавать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
Занятия проходят полностью дистанционно, без посещения другого города и по своему расписанию.
По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, с которым можно работать в:
- детских садах компенсирующего вида;
- группах компенсирующего вида обычных детсадов;
- реабилитационных центрах;
- студиях детского развития;
- учреждениях социальной сферы.
Также возможно проведение развивающих занятий в частном порядке.
Будем рады видеть вас в числе Слушателей нашей Академии!