Что представляет собой Федеральный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью и каковы особенности его применения на практике? Изучаем и разбираемся.
Что такое ФГОС ОУО
ФГОС ОУО содержит в себе комплекс требований по разработке и реализации программ обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Документ был утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г., а в сентябре этого года вступил в законную силу.
ФГОС ОУО устанавливает сроки обучения 9-13 лет и ориентирован на решение следующих задач:
- разностороннее развитие личности детей;
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребят с интеллектуальной недостаточностью;
- формирование основ учебной деятельности (умение планировать свою деятельность в соответствии с целями, оценивать результаты, сотрудничать с другими детьми и педагогами);
- организация особых условий для образования учащихся в соответствии с их способностями и потребностями.
Особенности преподавания в новых условиях
Согласно требованиям ФГОС, обучение ребят с недостатками интеллектуального развития должно осуществляться на основании специально разработанных адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП).
Каждое учреждение образования самостоятельно составляет учебный план, ориентируясь на требования ФГОС и примерную АООП, размещённую на сайте fgosreestr.ru (согласно письму Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07).
Стандарт дифференцирует обучающихся в зависимости от степени тяжести нарушения и предлагает два варианта образовательных программ. Каждый вариант АООП содержит в себе обязательную часть и часть, проектируемую учебным заведением. Для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости соотношение обязательной и вариативной частей АООП составляет не менее 70% и не более 30% соответственно, для детей с нарушениями умеренной и тяжелой формы интеллектуальной недостаточности – не менее 60% и не более 40%.
Аккредитация разрабатываемых общеобразовательных программ, в том числе АООП, необходима только в случае открытия нового учебного заведения. Действующие школы, практикующие инклюзивное образование, разрабатывают АООП согласно новому ФГОС без прохождения дополнительной аккредитации.