В г. Москва состоялся семинар на тему «Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов», участниками которого стали заведующая кафедрой Практической логопедии и детской речи Минеева О. А., методист направления Логопедия Лебедева Н. Н.
Семинар был организован для практикующих учителей-логопедов, специалистов, работающих с детьми данной категории. Автором и ведущим семинара стала О. Н. Каленкова – известный специалист в области обучения русскому языку как иностранному, кандидат филологических наук, руководитель проектной научно-исследовательской лаборатории образовательных ресурсов по русскому языку для детей Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина, автор учебных программ и пособий по обучению русскому языку детей-инофонов.
Актуальность семинара
- Билингв – это человек, который способен говорить на двух языках.
- Инофон – носитель иностранного языка и соответствующей картины мира.
В настоящее время билингвов в мире больше, чем монолингвов. Результаты специальных исследований свидетельствуют, около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками. Из них более 50% – это дети, которые воспитываются в условиях межнациональных семейных отношений. Таких детей называют билингвами или инофонами.
Оба эти определения («билингв» и «инофон») не являются взаимоисключающими. Возможно, именно поэтому возникает такое большое количество вопросов, связанных с обучением детей-билингвов и детей-инофонов.
На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- Как становятся билингвами?
- Можно ли отнести к билингвам любого ребёнка, который растет в смешанной языковой среде?
- Можно ли отнести к билингвам ребёнка, который рано начинает изучать иностранный язык?
- Чем отличается билингв от инофона, изучающего второй язык?
- Инофон – это временная или постоянная характеристика иноязычного индивида, усваивающего второй язык?
- Можно ли отнести к билингвам ребёнка, который не владеет всеми видами речевой деятельности? Например, он прекрасно говорит на двух языках, но на одном из них не читает и не пишет.
- Можно ли абсолютно одинаково владеть двумя языками? и т.д.
Оксана Александровна Минеева и Надежда Николаевна Лебедева получили информацию по лингводидактическим основам обучения детей-билингвов и лингводидактическим основы методики обучения русскому языку как иностранному. По результатам семинара преподавателям АНО «Академия дополнительного профессионального образования» были выданы именные сертификаты Научно-методического центра общей и специальной педагогики.
*АНО «Академия дополнительного профессионального образования»