На региональном научно-практическом семинаре по вопросам психолого-педагогического сопровождения исследований в области общего и специального образования обсудили темы инклюзии, обучения родителей взаимодействию с детьми и профессионального становления педагогов. Преподаватель АНО «Академия дополнительного профессионального образования» Климанова А.О. рассказала о самых интересных выступлениях.
Семинар-практикум проходил в педагогическом университете Тулы при участии областного центра образования и Тульской школы для детей с ОВЗ №4.
Алина Олеговна Климанова о выставке: В мероприятии приняли участие более 30 человек: студенты, преподаватели кафедры дошкольной педагогики и психологии, руководители ДОО, директора специализированных центров по работе с детьми с ОВЗ. До начала семинара участники могли посетить выставку пособий для работы с «особыми» детьми «Формируем, развиваем, корректируем».
– «Я восхищалась работой студентов ТГПУ! Очень понравились самодельные книжки-раскладки, пособия, игрушки, сделанные своими руками с заботой, любовью и желанием помочь «особенным» детям». В эту категорию («особенных» детей – прим. ред.) сегодня входят не только дети с ОВЗ и инвалиды, но и ребята других национальностей, с другими вероисповеданиями. В Академии дополнительного образования есть курс повышения квалификации «Оригинальные средства коррекции психического развития детей с ОВЗ», где Слушатели учатся создавать тактильные книги, работать с сенсорными ковриками и зонтиками, тестопластикой, изонитью и др».
Профессиональное мышление и самосознание педагога
А.О. Климанова представила доклад на тему становления профессионального мышления начинающих воспитателей ДОО.
– «Этот вопрос актуален лично для меня, потому что я работаю над диссертацией по этой тематике. В научной литературе мало информации о становлении профессионального самосознания начинающих воспитателей. Профстандарт предъявляет высокие требования к будущим воспитателям. Однако на сегодняшний день начинающие воспитатели сталкиваются с целым комплексом профессиональных проблем: неуверенность в себе, страх перед аудиторией, пробелы в теоретических и методических знаниях, неумение наладить контакт с родителями или другими участниками образовательного процесса.
Я сама проходила эти этапы в начале карьеры и понимаю, что успешность работы воспитателя во многом зависит от способности методично работать, преодолевать трудности самостоятельной подготовки к занятиям, управлять своими эмоциями. Практические экспериментальные методики по этой проблеме пока в разработке, полагаю, буду готова представить их в следующем году».
Обучение родителей взаимодействию с детьми
На семинаре была раскрыта тема коррекции межличностных отношений в системе «ребёнок – родитель». Климанова считает изучение и коррекцию детско-родительских взаимоотношений одной из важнейших задач специалистов ДОО:
– «Исходя из моей практики, могу сделать вывод о том, что нарушения личностного развития детей приобретают массовый характер, а одна из наиболее распространенных причин – негативный стиль родительского воспитания: авторитарный, потакающий, небрежный или гиперопекающий. В некоторых детских садах родителей уже обучают правильно общаться со своими детьми. Эту работу выполняют воспитатель и педагог-психолог».
Также на семинаре-практикуме прозвучал доклад по теме речевого развития детей, проживающих в мультилингвистической среде; определена роль родителей в социально-бытовом сопровождения детей-аутистов. Были рассмотрены возможности арт-педагогики в развитии эмоциональной экспрессии у ребят с ЗПР и вопросы психологического сопровождения устранения лжи у подростков с нарушениями зрения.