Как изменилась жизнь людей с различными нарушениями в России за последние 30 лет? В чём основные трудности детей с ОВЗ? Преподаватель АНО «Академия дополнительного профессионального образования» Елена Дугласовна Гершман посетила профильную международную конференцию, где был представлен новый, необычный взгляд на проблемы «особого» детства.
23-24 мая в Москве прошла Международная конференция «Ребёнок и родитель в современном мире: семья, школа, социум». На конференции велись дискуссии об уникальном опыте работы в области лечебной педагогики, ранней интеграции, школьном обучении детей с ОВЗ, проблемах «особых» подростков и др.
Е.Д. Гершман, практикующий психолог образовательного комплекса (детский-сад – школа), приняла участие в конференции и рассказала о том, как живут и учатся сегодня «особые» дети, о влиянии инклюзии на развитие общества и связанных с ней профессиях.
Проблемы воспитания и развития детей с ОВЗ
Основные психологические трудности «особого» ребёнка заключаются в социальной адаптации и общении с другими детьми и взрослыми. Даже для обычного ребёнка найти общий язык со своими сверстниками иногда бывает нелегко. Поэтому для детей с ОВЗ этот процесс должен быть чётко организован и продуман взрослыми (родителями, педагогами, администрацией образовательного учреждения). Вторая проблема – это недостаток профильных специалистов. Ещё одна проблема ребёнка и его семьи – это специальное образование, как и по каким программам оно будет осуществляться. На конференции были представлены интересные модели организации инклюзивного образовательного пространства (одна такая модель на фото).
Инклюзия как ключ к переменам всего общества
Жизнь людей с ОВЗ в РФ за последние 30 лет кардинально изменилась. Если ещё 10–15 лет назад их помещали в специальные интернаты, «за высокий забор», то сейчас они включены в пространство каждого образовательного учреждения – от детских садов до вузов. Также появилось больше реабилитационных и абилитационных центров для таких детей, где с ними занимаются специалисты. И ещё одна важная тенденция – это постепенное изменение отношения людей в обществе к детям с ОВЗ. Не только педагоги, но и родители часто полагают, что нахождение «особого» ребёнка в их классе, группе ДОО делает их детей более чуткими, добрыми и сознательными гражданами нашего общества. Здесь обычно действует правило «10+1» (на десять обычных детей – один «особый» ребёнок).
Специальное образование в инклюзии – это иногда лишнее
На конференции прозвучала неординарная мысль, что в сфере инклюзивного образования могут работать не только люди с соответствующим образованием – педагогическим, медицинским и психологическим, но и без него. Более того, сотрудник без профильного образования иногда может быть более полезным для «особого» ребёнка. Например, в качестве тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ, отлично зарекомендовали себя студенты или волонтёры, окончившие курсы тьюторского сопровождения.
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» реализуется 20 программ для специалистов по работе с «особыми» детьми, большинство курсов доступны людям с другими профилями высшего и среднего профессионального образования: список программ.