Социализация играет ведущую роль во всех сферах жизни человека, включая создание семьи, карьеру, творческую самореализацию. Детям с ограниченными возможностями здоровья трудно адаптироваться в обществе. Предотвратить и разрешить это – одна из ключевых задач в работе педагога-дефектолога.
Особенности и проблемы воспитания детей с ОВЗ
Воспитатель готовит ребенка к освоению общеобразовательных программ, учит его адаптироваться в коллективе и взаимодействовать с людьми.
Важная задача — это воспитание у детей с ОВЗ навыков самостоятельности. Малышу с физическими или психическими нарушениями нужно гораздо больше времени и сил, чтобы научиться сообщать взрослым о своих потребностях, завязывать шнурки, одеваться и т. д. При этом нужно помнить, что к оценке успехов и неудач детей с ОВЗ всегда подходят индивидуально, не сравнивают их со здоровыми сверстниками.
Решая задачи воспитания детей с ОВЗ, не стоит излишне опекать и жалеть ребенка, заострять внимание на его болезни, стараться сделать все за него — это может привести к тому, что ребенок вырастет нерешительным и несамостоятельным.
Ребенок с ОВЗ с ранних лет должен постоянно взаимодействовать со здоровыми сверстниками и взрослыми, а не находиться в социальной изоляции, в «тепличных условиях» – это облегчает дальнейший процесс адаптации к жизни в обществе.
Важно, чтобы этих правил придерживались не только воспитатели, но и родители, опекуны и другие родственники малыша. Модель семейного воспитания детей с ОВЗ должна совпадать с моделью воспитания в ДОУ.
Каким образом строится работа воспитателя с детьми с ОВЗ?
В своей работе воспитатель использует множество методик для коррекции поведения и обучения ребенка. Примеры:
- организация игровой деятельности;
- организация индивидуальных и групповых занятий;
- лепка, конструирование, рисование, создание поделок и т. д.;
- формирование у детей культурно-гигиенических навыков;
- индивидуальная работы с детьми на основе рекомендаций педагога-психолога и учителя-логопеда;
- создание в детской группе благоприятного микроклимата, развитие социальных навыков;
- консультация родителей и опекунов по вопросам индивидуальных особенностей детей, организация семейных занятий и т. д.
В воспитании детей с ОВЗ используются те же методы, что и в работе со здоровыми дошкольниками: убеждение, упражнение, соревнование, положительный пример и т. д. Но при этом уделяется больше внимание адаптации методик под особенности и потребности воспитанников.
Социализация ребенка проводится на нескольких уровнях:
- Структурный – ребенка учат использовать навыки общения и правила дисциплины для корректного поведения в обществе.
- Морально-нравственный, ценностный – воспитаннику дают ориентиры для оценки происходящих событий.
- Учебный – ребенка учат осознанию, планированию и реализации собственных образовательных задач, то есть пониманию, зачем он учится и каких результатов должен добиваться.
- Личностный – малыша учат принимать ответственность за решение своих проблем в сфере общения: выстраивание отношений с коллективом, поиск друзей и т. д.
- Духовный – ребенка знакомят с культурно-историческими ценностями современного общества.
Где выучиться на воспитателя детей с ОВЗ?
Получить квалификацию для работы с детьми, узнать об особенностях, методах и инструментах воспитания детей с ограниченными возможностями, в том числе о проблеме их социализации, вы можете на дистанционной* программе профпереподготовки АНО «Академия дополнительного профессионального образования».
Подойдет тем, кто планирует развиваться в сфере воспитания детей и помогать им в обучении и приобретении различных навыков. Вы будете изучать программу через интернет. В личном кабинете доступны лекции и учебники, онлайн-трансляции и записи вебинаров, консультации с экспертами-практиками.
Промежуточную и итоговую аттестацию вы будете проходить в формате интернет-тестирования, а после успешного освоения всех блоков программы получите официальный документ о дополнительном профессиональном образовании – диплом о профпереподготовке. С ним можно устроиться на работу в государственные и частные дошкольные образовательные организации, где воспитывают детей с особенностями развития.
Для поступления на курсы воспитателя детей с ОВЗ нужно иметь высшее или среднее профессиональное образование.
Как получить от дистанционного* обучения максимальную пользу?
Дистанционная* форма обучения позволяет осваивать программу по индивидуальному графику. Для максимального результата необходимо заниматься регулярно. Полезно вести конспекты, вносить в них важные моменты из текстовых лекций и вебинаров – по своим записям вы легко освежите знания перед итоговым тестом и по окончании обучения. Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами, обращайтесь за консультациями к экспертам-практикам.
Освоив необходимый для работы пул знаний, вы научитесь помогать детям с ОВЗ успешно усваивать и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные для общества. Благодаря грамотно построенной методике работы с ребенком он станет более решительным и общительным. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа родителей, воспитателей и педагогов, фундаментом которой становится специальное образование в области дефектологии. Именно от навыков и профессионализма воспитателя будет зависеть эффективность обучения детей.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.