Чаще всего, обсуждая этот вопрос, мы фокусируемся на методах работы с жертвой и агрессором, забывая, что в травлю вовлечены и зачастую питают и поддерживают ее гораздо больше участников. Буллинг — это не про жертву, которая почему-то «не такая, как все», и агрессора, не про класс, а про общество и ментальность.
Содержание статьи:
- Что такое буллинг?
- Кого буллят: причины и участники буллинга
- Последствия буллинга
- Как можно предотвратить травлю: профилактика буллинга
- Как победить буллинг?
Что такое буллинг?
Буллинг (англ. byllying) — это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, также это может быть преследование группой лиц. Выражаясь простым языком, буллинг — это травля.
Традиционно фокусируются на двух ролях участников травли: жертва и агрессор, забывая о не менее важных и, в некоторых случаях, ключевых ролях — наблюдателя и взрослого (учителя, родителя).
Кого буллят: причины и участники буллинга
Следует помнить, что определенной единой причины выбора жертвы нет. Согласно исследованиям, проведенным в США, распространенными причинами агрессии становятся внешний вид, раса, этническая принадлежность, пол, инвалидность, религия, сексуальная ориентация.
Обычно травле подвергаются дети, которые чем-то отличаются от других. Жертвы более эмоциональные, реагируют на критику, имеют заниженную самооценку. Возможно, у ребенка-жертвы слишком строгие родители, которые также буллят его.
Мы не говорим с детьми об индивидуальности. В школе детей заставляют «сдружиться», хотя дети не обязаны дружить, уважения друг к другу будет вполне достаточно. Буллинг начинается, когда дети забывают о своей индивидуальности и просто считают себя «кучей».
Жертва
Буллинг оказывает влияние на психику человека, и этот опыт останется с ним на всю жизнь. У кого-то последствия могут быть крайне тяжелыми, например, РПП, депрессия, неуверенность в себе, самоповреждающее поведение.
Работа со специалистами поможет минимизировать последствия травли, снизить «тонкокожесть» ребенка, специалист поможет раскрыть сильные стороны жертвы. Очень важно донести до «жертвы», что дело вовсе не в нем, и что с ним все в порядке.
Иногда переход в другой класс или школу помогает решить проблему буллинга, но не всегда.
В памяти человека это останется навсегда, даже если ему удалось выбраться из этой ситуации, так или иначе, человек будет это помнить.
Агрессор
Для агрессора буллинг — способ самоутвердиться. Так он понимает, что у него есть власть. Агрессорами становятся дети, у которых есть комплексы, возможно, родители дома применяют к ним силу. Это могут быть дети с гиперопекой или гипоопекой.
Наблюдатель
Обычно мы не считаем себя участниками буллинга, кого-то буллили, мы это видели, но в этом случае мы не относим себя к соучастникам. Однако в соответствии с американскими исследованиями, буллинг существует потому, что есть наблюдатели.
Последствия буллинга
Буллинг имеет последствия не только «здесь и сейчас», но и влияет на дальнейшую жизнь всех участников процесса. Дети, которые подвергаются издевательствам, с большей вероятностью имеют низкую самооценку, плохо учатся, имеют мало друзей, негативно относятся к школе, испытывают физические симптомы (такие, как головные боли, боли в животе или проблемы со сном), а также проблемы с психическим здоровьем (такие, как депрессия, суицидальные мысли и тревога). Ощущение, что я не такой, иногда выправляется, но не всегда.
К тому же ребенок-жертва может снова ей стать в другом коллективе, например, на работе, в университете, в отношениях, так как человек ведет себя как потенциальная жертва, для него становится нормальным, что над ним издеваются.
Что касается последствий для агрессора: низкая успеваемость и прогулы, драки, воровство, вандализм, употребление алкоголя и табака. То есть и в школе, и после окончания школы существуют высокие риски делинквентного (отклоняющегося от нормы), асоциального поведения. Зачастую агрессор испытывает сложности с выстраиванием и поддержанием отношений.
Что касается наблюдателей, то в раннем возрасте у нас присутствует естественное желание поддержать жертву из чувства эмпатии. Если долго наблюдать буллинг, эмпатия исчезает, а у наблюдателя появляются комплекс «безмолвного свидетеля» и бессилие. Со временем человек становится уверен в том, что он не может ничего сделать в той или иной ситуации.
Как можно предотвратить травлю: профилактика буллинга
Существующие исследования показывают, что масштабы травли в школе можно значительно снизить с помощью комплексных общешкольных программ. Эти программы профилактики должны включать в себя работу не только с детьми, но и со взрослыми, включая учителей и родителей.
Ведь очень часто ребенок может услышать от учителя или родителей фразу «Ты сам виноват» или «Поменяй свое поведение, и он/она/они отстанут», а самое распространенное — это «Не обращай внимание». Все эти «советы» не работают.
Взрослые коллективы
Как правило, когда мы говорим о буллинге, чаще всего речь идет именно о детях, но травля может быть и во взрослых коллективах. Дело лишь в том, что взрослые не называют это буллингом.
Яркий пример буллинга во взрослом коллективе — это дедовщина, или «новичок» пришел работать в новый коллектив. «Новичок» приходит в новый коллектив = «новичок» приходит в новый класс. Взрослый человек может так же столкнуться с травлей на новом месте работы, как и ребенок, который перешел в новую школу или класс.
Кибербуллинг
Это вовсе не отдельный тип буллинга. Онлайн-буллинг тесно связан с офлайн-буллингом. Американские исследования показывают, что только 1-2% — это «самостоятельный» кибербуллинг, остальные 98-99% связаны с буллингом в офлайне. Ведь гораздо проще и «удобнее» травить кого-то в интернете, потому что на просторах сети это можно делать анонимно, писать что угодно, при этом ответственность за эти действия отсутствует. К тому же не придется смотреть человеку в глаза, следовательно, гораздо легче обидеть.
Как победить буллинг?
Буллинг нельзя побороть без участия взрослых. Проблема заключается в том, что взрослые не знают, что делать, и чаще всего просто «выходят» из ситуации.
Если привлечь и родителей, и учителей к решению этой проблемы, то тогда есть шанс справиться с травлей.
Задача родителей — уделять внимание своему ребенку и говорить с ним. Дать ему понять, что вы рядом, вы здесь, с вами можно поделиться своими проблемами, вы всегда готовы прийти на помощь и защитить его. Нашим детям нужны не только телефоны последней модели и дорогая одежда, прежде всего, им нужны родители, которые обращают на них внимание. Проявление любви к детям — это, в первую очередь, научиться слышать и слушать своих детей. Если не знаете, с чего начать, обратитесь к семейному психологу.
Задача учителя — не допускать травлю. Если учитель не транслирует нетерпимость буллинга, дети считают, что если можно учителю, то и нам тоже. Педагогу нужно объяснить детям, что мы помогаем и поддерживаем друг друга. Подростки, подвергшиеся травле, чаще всего сообщали, что поддержка со стороны наблюдателей-одноклассников, явная демонстрация неодобрения травли с их стороны чаще всего меняли ситуацию к лучшему.
Успеха в преодолении буллинга пока нет. Главное — помнить одно простое правило: ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Очень важно начать с себя.
Гораздо проще буллить слабого, чем поменять себя и научиться видеть в другом человеке индивидуальность.
На данный момент самый яркий проект в России, который занимается проблемами буллинга, — Травли NET.