Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Что такое индивидуальная программа развития ученика с ОВЗ

Как создать оптимальные условия для обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья? С помощью индивидуальной программы развития. В статье рассмотрим сущность и важность такой программы, принципы ее составления, роль этого инструмента в обеспечении качественного образования для детей с ОВЗ, а также разберем особенности работы учителя-дефектолога.

Содержание статьи:

Инклюзивное образование

По статистике на 2022 год, в России около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В 2015 году был принят закон, который закрепил за такими детьми право на получение образовательных услуг. Согласно ему, любой ребенок может учиться в общеобразовательной школе, и школа должна создать особые условия тем, кто в этом нуждается.

Когда дети с ОВЗ получают образование в инклюзивной среде, они развивают навыки взаимодействия с окружающими и адаптируются к жизни в обществе. Также дети учатся воспринимать друг друга как уникальных личностей с разными потребностями и возможностями. В результате укрепляется взаимопонимание, снижается уровень стереотипов и формируется атмосфера взаимного уважения.

Инклюзивное образование — это не только модель обучения, но и средство формирования взаимопонимания, толерантности и инклюзивного общества в целом.

Индивидуальная программа развития

Не все дети с ОВЗ и инвалидностью могут обучаться по общеобразовательной учебной программе. Поэтому, основываясь на принципах индивидуализации и вариативности обучения, для каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Она создается по заявлению родителей, согласно рекомендациям психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) и индивидуальной программе реабилитации инвалидов.

Цель разработки и реализации ИПР — помочь обучающимся приобрести жизненные компетенции, способствующие их максимальной самостоятельности в решении повседневных задач и успешному включению в общество. Индивидуальная программа развития разрабатывается группой экспертов, в которую входят учителя класса, музыки, адаптивной физкультуры, логопед, педагог-дефектолог, психолог и др.

Принципы внедрения индивидуальной программы развития для ребенка с ОВЗ

При организации обучения по ИПР учитель-дефектолог должен следить за соблюдением следующих принципов:

  • индивидуализации — учета уникальных особенностей развития, потребностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ;
  • гибкости и адаптации — возможности корректировки программы в зависимости от динамики развития ребенка и изменений в его потребностях;
  • целесообразности — согласованности ИПР с образовательными стандартами, а также возможности увеличения или уменьшения часов учебного плана в зависимости от потребностей ребенка;
  • участия родителей или законных представителей для учета их взглядов, опыта и пожеланий при формировании ИПР;
  • совместной работы специалистов различных областей для комплексной поддержки ребенка.

Только так можно создать оптимальные условия для индивидуального и успешного обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Роль семьи в реализации индивидуальной программы развития

Семья ребенка с ОВЗ — это активный участник образовательного процесса. В обязанности учителя-дефектолога входит знакомство с семьей перед разработкой ИПР. Необходимо изучить ее структуру, возрастные особенности ее членов, профессии и образовательный уровень родителей. Это поможет оценить ресурсы и возможности семьи, а также предоставить необходимую поддержку.

При обучении ребенка с ОВЗ всегда учитывается атмосфера в семье и готовность родителей к сотрудничеству. Для более успешного взаимодействия необходимо разработать систему мероприятий: индивидуальные беседы, консультации, визиты на дом и т. п.

Родителей нужно познакомить с их правами и обязанностями, дать возможность участвовать в образовательных мероприятиях, предоставлять все документы.

Обучение на дефектолога

Чтобы начать работать с детьми с ОВЗ, необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.

Вы можете пройти обучение дистанционно в нашей Академии. Программа «Специальное (дефектологическое) образование» разработана для подготовки квалифицированных учителей-дефектологов. За 5,5 месяцев изучите 11 дисциплин, после успешной сдачи итоговой аттестации получите диплом о профпереподготовке и сможете работать в должности «педагог-дефектолог» или «учитель-дефектолог».

Будете вести деятельность педагога-дефектолога в государственных и частных организациях здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Всем слушателям, прошедшим 75% обучения без задолженностей и пропусков, мы открываем доступ в Центр Развития Карьеры. Вы получите разборы реальных рабочих ситуаций, советы экспертов, вебинары о карьере, списки нужной для работы литературы и многое другое. Центр поможет понять реальные функции учителя-дефектолога, определиться со специализацией и выбором места работы, и вы найдете свой профессиональный путь уже во время обучения.

➥ Чтобы связаться со специалистами приемной комиссии и узнать больше информации, заполните заявку ниже:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
28 870 руб
21 380 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.