Как создать оптимальные условия для обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья? С помощью индивидуальной программы развития. В статье рассмотрим сущность и важность такой программы, принципы ее составления, роль этого инструмента в обеспечении качественного образования для детей с ОВЗ, а также разберем особенности работы учителя-дефектолога.
Содержание статьи:
- Инклюзивное образование
- Индивидуальная программа развития
- Принципы внедрения индивидуальной программы развития для ребенка с ОВЗ
- Роль семьи в реализации индивидуальной программы развития
- Обучение на дефектолога
Инклюзивное образование
По статистике на 2022 год, в России около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В 2015 году был принят закон, который закрепил за такими детьми право на получение образовательных услуг. Согласно ему, любой ребенок может учиться в общеобразовательной школе, и школа должна создать особые условия тем, кто в этом нуждается.
Когда дети с ОВЗ получают образование в инклюзивной среде, они развивают навыки взаимодействия с окружающими и адаптируются к жизни в обществе. Также дети учатся воспринимать друг друга как уникальных личностей с разными потребностями и возможностями. В результате укрепляется взаимопонимание, снижается уровень стереотипов и формируется атмосфера взаимного уважения.
Инклюзивное образование — это не только модель обучения, но и средство формирования взаимопонимания, толерантности и инклюзивного общества в целом.
Индивидуальная программа развития
Не все дети с ОВЗ и инвалидностью могут обучаться по общеобразовательной учебной программе. Поэтому, основываясь на принципах индивидуализации и вариативности обучения, для каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Она создается по заявлению родителей, согласно рекомендациям психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) и индивидуальной программе реабилитации инвалидов.
Цель разработки и реализации ИПР — помочь обучающимся приобрести жизненные компетенции, способствующие их максимальной самостоятельности в решении повседневных задач и успешному включению в общество. Индивидуальная программа развития разрабатывается группой экспертов, в которую входят учителя класса, музыки, адаптивной физкультуры, логопед, педагог-дефектолог, психолог и др.
Принципы внедрения индивидуальной программы развития для ребенка с ОВЗ
При организации обучения по ИПР учитель-дефектолог должен следить за соблюдением следующих принципов:
- индивидуализации — учета уникальных особенностей развития, потребностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ;
- гибкости и адаптации — возможности корректировки программы в зависимости от динамики развития ребенка и изменений в его потребностях;
- целесообразности — согласованности ИПР с образовательными стандартами, а также возможности увеличения или уменьшения часов учебного плана в зависимости от потребностей ребенка;
- участия родителей или законных представителей для учета их взглядов, опыта и пожеланий при формировании ИПР;
- совместной работы специалистов различных областей для комплексной поддержки ребенка.
Только так можно создать оптимальные условия для индивидуального и успешного обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Роль семьи в реализации индивидуальной программы развития
Семья ребенка с ОВЗ — это активный участник образовательного процесса. В обязанности учителя-дефектолога входит знакомство с семьей перед разработкой ИПР. Необходимо изучить ее структуру, возрастные особенности ее членов, профессии и образовательный уровень родителей. Это поможет оценить ресурсы и возможности семьи, а также предоставить необходимую поддержку.
При обучении ребенка с ОВЗ всегда учитывается атмосфера в семье и готовность родителей к сотрудничеству. Для более успешного взаимодействия необходимо разработать систему мероприятий: индивидуальные беседы, консультации, визиты на дом и т. п.
Родителей нужно познакомить с их правами и обязанностями, дать возможность участвовать в образовательных мероприятиях, предоставлять все документы.
Обучение на дефектолога
Чтобы начать работать с детьми с ОВЗ, необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.
Вы можете пройти обучение дистанционно в нашей Академии. Программа «Специальное (дефектологическое) образование» разработана для подготовки квалифицированных учителей-дефектологов. За 5,5 месяцев изучите 11 дисциплин, после успешной сдачи итоговой аттестации получите диплом о профпереподготовке и сможете работать в должности «педагог-дефектолог» или «учитель-дефектолог».
Будете вести деятельность педагога-дефектолога в государственных и частных организациях здравоохранения, образования, социального обеспечения.
Всем слушателям, прошедшим 75% обучения без задолженностей и пропусков, мы открываем доступ в Центр Развития Карьеры. Вы получите разборы реальных рабочих ситуаций, советы экспертов, вебинары о карьере, списки нужной для работы литературы и многое другое. Центр поможет понять реальные функции учителя-дефектолога, определиться со специализацией и выбором места работы, и вы найдете свой профессиональный путь уже во время обучения.
➥ Чтобы связаться со специалистами приемной комиссии и узнать больше информации, заполните заявку ниже: