00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Дисграфия: причины развития, симптомы, виды и лечение

Нарушение письменной речи всегда считалось – и до сих пор считается – чем-то зазорным. Но специалисты знают, что зачастую это  говорит не об отсутствии образования у человека, а является признаком особенного расстройства.

Дисграфия: причины развития, симптомы, виды и лечение

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с нарушением психических функций и проявляющееся в неконтролируемых систематических ошибках при построении письменной речи.

Чаще всего дисграфия диагностируется у детей. Особенно часто признаки расстройства диагностируются у первоклассников, которые только начали учебный процесс и плохо усваивают школьный материал. Но взрослые тоже страдают дисграфией по разным причинам.

Какие это причины?

Ученые по сей день изучают этот вопрос, при этом сих пор нет окончательного списка всех условий возникновения дисграфии. Но имеются группы причин, установление которых помогает при выборе коррекции:

  1. Биологические. К ним относятся процессы, протекающие непосредственно в организме человека. Причины могут крыться в наследственности, вредных привычках матери на стадии вынашивания ребенка, инфекционном поражении головного/спинного мозга, асфиксии (состояние удушья, при котором падает уровень кислорода и повышается уровень углекислого газа). Кроме перечисленного, биологическую дисфункцию может запустить механическая травма головы, которая поражает нервную систему.
     
  2. Социально-психологические. Особенно это касается детей, так как их формирует среда, в которой они взрослеют. Дисграфия может стать следствием недостатка общения, запущенности в образовании или, наоборот, излишней требовательности к ребенку. Также популярна ситуация, когда ребенок воспитывается в двуязычной семье, где он не успевает усваивать речевые особенности (особенно если языки очень различаются).

Самая частая причина дисграфии у взрослого, как показывает статистика, – инсульт. Его последствия отражаются на человеке физическим и психологическим образом: нарушаются слух и зрение, слабость в теле и конечностях, на какое-то время искажается восприятие реальности. Это та сфера, которой занимается неврология.

В случае дисграфии при перечисленных выше причинах профилактикой и лечением занимается логопедия – педагогическая наука о нарушениях речи.

Симптомы

Проявления дисграфии чаще всего однотипны. Расстройство сопровождается нарушением звукопроизношения, поэтому человек пишет так, как воспроизводит на слух. В письменной речи взрослого или ребенка систематически повторяются следующие ошибки:

  • замена букв на похожие («Г» на «Т», «Я» на «Ч»);
  • слияние слов с предлогами;
  • замена звонких букв глухими, и наоборот;
  • раздельное написание приставок;
  • сложность в правильной постановке падежа, числа, рода и т. д.;
  • ошибки в чередовании букв и слов;
  • неправильные окончания или их отсутствие.

➥ Кроме перечисленных ошибок, у пациента может быть непонятный неустойчивый почерк, с изменением размера букв или их положения по горизонтальной оси.

Виды

При работе с пациентом логопед устанавливает вид дисграфии из пяти существующих, что определяет дальнейший упор при лечении:

  1. Акустическая дисграфия – нарушение распознавания звуков.
  2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – нарушение артикуляции и слухового восприятия.
  3. Аграмматическая дисграфия – нарушение лексического и грамматического строя речи.
  4. Оптическая дисграфия – нарушение зрительно-пространственного восприятия.
  5. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

У пациента могут выявляться несколько видов расстройства, смешиваясь между собой. Поэтому перед лечением пациент проходит обследование у нескольких специалистов.

Лечение дисграфии

Перед составлением протокола врач-логопед должен учесть все особенности конкретного пациента. Рекомендуется консультация у таких специалистов, как психолог, ЛОР, невролог и офтальмолог. Только после их показаний логопед может установить, что является причиной расстройства и каким методом стоит проводить коррекцию.

В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя: развитие зрительного и слухового восприятия, фонематического внимания, уточнение артикуляции звуков при их произношении. Здесь логопед заостряет внимание на индивидуальных ошибках пациента.

Целью основного этапа является: корректировка всех выявленных особенностей, тренировка слуха, письма и речи путем специальных упражнений, развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам).

При заключительном этапе закрепляются полученные знания, умения и навыки, которые получил пациент. В этом помогает перенос полученных умений на другие виды деятельности (ведение личного дневника).

Врачи рекомендуют следующие упражнения, используемые на подготовительном и основном этапе коррекции:

  • чтение вслух с поэтапным ускорением;
  • при написании слов и предложений проговаривание их вслух по слогам;
  • упражнение с пропущенными буквами для самостоятельного заполнения;
  • книжки с прописями;
  • развитие тонкой ручной моторики;
  • чтение книг вслух;
  • физическая нагрузка под руководством врача.

При особых показаниях врач может выписать лечение антидепрессантами, стимуляторами и витаминными комплексами.

Рекомендации

По возможности, лучше обращаться за помощью врача в самом раннем возрасте ребенка, так процесс лечения будет быстрее из-за его тонкой восприимчивости. Также важно дать рекомендации родителям, посоветовать упражнения для домашних тренировок речи и слуха ребенка. Совместные усилия врача и родителей – ключ к скорейшему выздоровлению.

➥ Если же речь идет о взрослом пациенте, то нужно оказывать ему эмоциональную поддержку на пути к выздоровлению. Нельзя допустить, чтобы пациент начал сдаваться на полпути. Отмечайте его успехи, хвалите, мотивируйте.

Научитесь вести логопедическую работу со взрослыми и детьми с дисграфией на курсах нашей академии. За несколько месяцев вы получите полный объем практических навыков по диагностике и коррекции дисграфии, получите официальный диплом и сможете работать в медицинских организациях или вести частную практику.

Нарушения письма у младших школьников (дисграфия и дизорфография): выявление и технологии устранения
108 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
8 500 руб
5 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.