Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Как дефектолог помогает детям при аутизме

Аутизм (расстройство аутистического спектра) — это нарушение, для которого характерно наличие трудностей в общении и социальном взаимодействии. В статье расскажем, почему у ребенка возможен аутизм, какие признаки могут сигнализировать о наличии аутизма у ребенка и как с аутизмом работают дефектологи.

Содержание статьи:

Как дефектолог помогает при аутизме

Почему у ребенка может быть аутизм

Наука изучает аутистические расстройства уже многие годы, однако точные причины возникновения аутизма остаются неизвестными. Несмотря на это, выявлены факторы, повышающие риск развития аутизма у детей:

1. Генетические нарушения

Наследственность играет важную роль. Мутации в определенных генах могут повышать риск развития РАС.

Часто аутизм встречается в семьях, где уже есть дети с этим диагнозом.

2. Условия среды

Некоторые вирусные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, могут быть связаны с повышенным риском аутизма у ребенка.

Преждевременные роды, низкая масса при рождении, кислородное голодание плода — все эти факторы могут увеличивать риск развития аутизма.

3. Генно-средовые факторы

Если у человека есть генетическая предрасположенность к аутизму, то воздействие определенных факторов окружающей среды может усилить проявление симптомов. 

Например, если у ребенка есть генетическая мутация, связанная с аутизмом, то перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция может увеличить риск развития расстройства.

Воздействие тяжелых металлов, пестицидов и других токсичных веществ может нарушать работу мозга и усугублять симптомы аутизма.

Признаки аутизма у ребенка

Перечисленные ниже признаки не означают стопроцентного наличия аутизма у ребенка, но могут служить сигналами для обращения к специалисту за диагностикой:

  1. проблемы с коммуникацией;
  2. трудности с речевыми навыками;

Логопед по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Приемы и методы логопедической работы
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 000 руб
12 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  1. избегание зрительного контакта;
  2. отсутствие разнообразных интересов;
  3. повторение однотипных движений;
  4. неадекватная реакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.

Признаки аутизма в раннем возрасте:

  • 6 месяцев — отсутствие улыбки, эмоциональной реакции и зрительного контакта;
  • 9 месяцев — отсутствие улыбки, звуков и минимальная эмоциональная реакция;
  • 1 год — отсутствие лепета, реакции на обращения, жестов и интереса к окружающим предметам;
  • 1,5 года — отсутствие речи;
  • 2 года — неумение формулировать простые фразы и отсутствие общения во время игр.

Классификация РАС

Расстройства аутистического спектра подразделяются на четыре группы.

1 группа — дети почти не реагируют на обращения и не пользуются ни речевыми, ни невербальными способами коммуникации. У них сильно снижена потребность в общении, и им присуще так называемое полевое поведение.

Тьюторское сопровождение детей с РАС
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
18 900 руб
15 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

2 группа — дети демонстрируют стереотипное поведение, включая речевые шаблоны, и стремятся сохранять постоянство и порядок в окружающей среде.

Неопределенность и неожиданные изменения могут спровоцировать поведенческие срывы, выраженные в активном негативизме, агрессивности или самоагрессии.

У детей этой группы с раннего возраста проявляются сложные и однообразные формы аутостимуляции, такие как раскачивания, прыжки и потряхивания руками.

3 группа — дети сосредоточены на своих узконаправленных и стереотипных интересах. Им крайне сложно устанавливать диалог, но они способны на сложные монологи, обычно в рамках своих узких интересов.

4 группа — нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослого, для них характерны заторможенность и чрезмерная уязвимость. В стрессовых ситуациях у них могут появляться двигательные и речевые стереотипии.

Как дефектологи проводят коррекционную работу при аутизме

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится дефектологами поэтапно и последовательно:

  • Установление эмоционально-личностного контакта — специалист налаживает связь с ребенком, чтобы тот привык к нему и процессу занятий.
  • Выработка учебного стереотипа — специалист обучает ребенка сидеть за столом.
  • Установление зрительного контакта — ребенка учат фиксировать взор на предметах и на собеседнике.
  • Обучение пониманию речи и выполнению заданий — ребенка учат выполнять простые действия, такие как «покажи» и «передай», а также понимать названия простых предметов из повседневной жизни.

Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
15 900 руб
13 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  • Развитие наглядно-действенного мышления — специалист постепенно помогает развивать ребенку мыслительные процессы, с помощью формирования у него сенсорных представлений о предметах. Для этого на занятиях используются разнообразные материалы, такие как кубики, пирамидки и шарики.
  • Развитие наглядно-образного мышления — ребенок выполняет упражнения на дорисовывание фигур и продолжение узоров, развивая наглядно-образное мышление.
  • Развитие словесно-логического мышления — на последнем этапе акцент делается на развитии речи и способности совершать логические действия. Для этого используются загадки, головоломки и различные упражнения.

Как стать специалистом по работе с расстройствами аутистического спектра

Для работы специалистом по работе с аутизмом нужно пройти профпереподготовку, если у вас не профильное высшее образование. Дефектологу необходимо разбираться в психологических особенностях детей с аутизмом, степенях РАС, современных коррекционных методиках и уметь организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС.

В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы с аутизмом у детей:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
31 200 руб
27 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Оплата частями
Оплата частями
Подробнее
Оплатить обучение по новой профессии можно частями без переплаты!
Гибкая система скидок
Гибкая система скидок
Подробнее
Обучение сотрудников организаций – от 3% при поступлении трёх и более Слушателей. Больше обучающихся – больше скидка. Цена на повторное обучение ниже на 5%. Льготы пенсионерам, многодетным и др. категориям – 5% на любую программу.
Сопровождение на всех этапах обучения
Сопровождение на всех этапах обучения
Подробнее
Отдел по организации учебного процесса помогает во всех вопросах, связанных с программами обучения, образовательным контентом, документацией.
100% дистанционный* формат
100% дистанционный* формат
Подробнее
Поступить, учиться, проходить тестирования и выполнять практические задания можно по интернету. Документ отправляем Почтой РФ.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
Слушатели и выпускники бесплатно и навсегда получают доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Поддержка
Поддержка
Подробнее
Ежедневно без выходных и праздников с 8 до 20.30 ч. специалисты оказывают помощь в технических вопросах (например, как скачать/загрузить материал, почистить кеш, перейти на другой браузер и т.д.).

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.