Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Как дефектолог помогает при аутизме

Аутизм (расстройство аутистического спектра) — это нарушение, для которого характерно наличие трудностей в общении и социальном взаимодействии. В статье расскажем, почему у ребенка возможен аутизм, какие признаки могут сигнализировать о наличии аутизма у ребенка и как с аутизмом работают дефектологи.

Содержание статьи:

Как дефектолог помогает при аутизме

Почему у ребенка может быть аутизм

Наука изучает аутистические расстройства уже многие годы, однако точные причины возникновения аутизма остаются неизвестными. Несмотря на это, выявлены факторы, повышающие риск развития аутизма у детей:

1. Генетические нарушения

Наследственность играет важную роль. Мутации в определенных генах могут повышать риск развития РАС.

Часто аутизм встречается в семьях, где уже есть дети с этим диагнозом.

2. Условия среды

Некоторые вирусные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, могут быть связаны с повышенным риском аутизма у ребенка.

Преждевременные роды, низкая масса при рождении, кислородное голодание плода — все эти факторы могут увеличивать риск развития аутизма.

3. Генно-средовые факторы

Если у человека есть генетическая предрасположенность к аутизму, то воздействие определенных факторов окружающей среды может усилить проявление симптомов. 

Например, если у ребенка есть генетическая мутация, связанная с аутизмом, то перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция может увеличить риск развития расстройства.

Воздействие тяжелых металлов, пестицидов и других токсичных веществ может нарушать работу мозга и усугублять симптомы аутизма.

Признаки аутизма у ребенка

Перечисленные ниже признаки не означают стопроцентного наличия аутизма у ребенка, но могут служить сигналами для обращения к специалисту за диагностикой:

  1. проблемы с коммуникацией;
  2. трудности с речевыми навыками;

Логопед по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Приёмы и методы логопедической работы
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
13 890 руб
10 290 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  1. избегание зрительного контакта;
  2. отсутствие разнообразных интересов;
  3. повторение однотипных движений;
  4. неадекватная реакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.

Признаки аутизма в раннем возрасте:

  • 6 месяцев — отсутствие улыбки, эмоциональной реакции и зрительного контакта;
  • 9 месяцев — отсутствие улыбки, звуков и минимальная эмоциональная реакция;
  • 1 год — отсутствие лепета, реакции на обращения, жестов и интереса к окружающим предметам;
  • 1,5 года — отсутствие речи;
  • 2 года — неумение формулировать простые фразы и отсутствие общения во время игр.

Классификация РАС

Расстройства аутистического спектра подразделяются на четыре группы.

1 группа — дети почти не реагируют на обращения и не пользуются ни речевыми, ни невербальными способами коммуникации. У них сильно снижена потребность в общении, и им присуще так называемое полевое поведение.

Тьюторское сопровождение детей с РАС
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
18 000 руб
15 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

2 группа — дети демонстрируют стереотипное поведение, включая речевые шаблоны, и стремятся сохранять постоянство и порядок в окружающей среде.

Неопределенность и неожиданные изменения могут спровоцировать поведенческие срывы, выраженные в активном негативизме, агрессивности или самоагрессии.

У детей этой группы с раннего возраста проявляются сложные и однообразные формы аутостимуляции, такие как раскачивания, прыжки и потряхивания руками.

3 группа — дети сосредоточены на своих узконаправленных и стереотипных интересах. Им крайне сложно устанавливать диалог, но они способны на сложные монологи, обычно в рамках своих узких интересов.

4 группа — нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослого, для них характерны заторможенность и чрезмерная уязвимость. В стрессовых ситуациях у них могут появляться двигательные и речевые стереотипии.

Как дефектологи проводят коррекционную работу при аутизме

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится дефектологами поэтапно и последовательно:

  • Установление эмоционально-личностного контакта — специалист налаживает связь с ребенком, чтобы тот привык к нему и процессу занятий.
  • Выработка учебного стереотипа — специалист обучает ребенка сидеть за столом.
  • Установление зрительного контакта — ребенка учат фиксировать взор на предметах и на собеседнике.
  • Обучение пониманию речи и выполнению заданий — ребенка учат выполнять простые действия, такие как «покажи» и «передай», а также понимать названия простых предметов из повседневной жизни.

Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 000 руб
12 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  • Развитие наглядно-действенного мышления — специалист постепенно помогает развивать ребенку мыслительные процессы, с помощью формирования у него сенсорных представлений о предметах. Для этого на занятиях используются разнообразные материалы, такие как кубики, пирамидки и шарики.
  • Развитие наглядно-образного мышления — ребенок выполняет упражнения на дорисовывание фигур и продолжение узоров, развивая наглядно-образное мышление.
  • Развитие словесно-логического мышления — на последнем этапе акцент делается на развитии речи и способности совершать логические действия. Для этого используются загадки, головоломки и различные упражнения.

Как стать специалистом по работе с расстройствами аутистического спектра

Для работы специалистом по работе с аутизмом нужно пройти профпереподготовку, если у вас не профильное высшее образование. Дефектологу необходимо разбираться в психологических особенностях детей с аутизмом, степенях РАС, современных коррекционных методиках и уметь организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС.

В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы с аутизмом у детей:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
29 600 руб
24 700 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.