Аутизм (расстройство аутистического спектра) — это нарушение, для которого характерно наличие трудностей в общении и социальном взаимодействии. В статье расскажем, почему у ребенка возможен аутизм, какие признаки могут сигнализировать о наличии аутизма у ребенка и как с аутизмом работают дефектологи.
Содержание статьи:
- Причины аутизма у ребенка
- Симптомы аутизма
- Классификация аутизма
- Как дефектологи работают с аутизмом
- Где выучиться на специалиста по работе с детьми с аутизмом
Почему у ребенка может быть аутизм
Наука изучает аутистические расстройства уже многие годы, однако точные причины возникновения аутизма остаются неизвестными. Несмотря на это, выявлены факторы, повышающие риск развития аутизма у детей:
1. Генетические нарушения
Наследственность играет важную роль. Мутации в определенных генах могут повышать риск развития РАС.
Часто аутизм встречается в семьях, где уже есть дети с этим диагнозом.
2. Условия среды
Некоторые вирусные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, могут быть связаны с повышенным риском аутизма у ребенка.
Преждевременные роды, низкая масса при рождении, кислородное голодание плода — все эти факторы могут увеличивать риск развития аутизма.
3. Генно-средовые факторы
Если у человека есть генетическая предрасположенность к аутизму, то воздействие определенных факторов окружающей среды может усилить проявление симптомов.
Например, если у ребенка есть генетическая мутация, связанная с аутизмом, то перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция может увеличить риск развития расстройства.
Воздействие тяжелых металлов, пестицидов и других токсичных веществ может нарушать работу мозга и усугублять симптомы аутизма.

Признаки аутизма у ребенка
Перечисленные ниже признаки не означают стопроцентного наличия аутизма у ребенка, но могут служить сигналами для обращения к специалисту за диагностикой:
- проблемы с коммуникацией;
- трудности с речевыми навыками;
- избегание зрительного контакта;
- отсутствие разнообразных интересов;
- повторение однотипных движений;
- неадекватная реакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.
Признаки аутизма в раннем возрасте:
- 6 месяцев — отсутствие улыбки, эмоциональной реакции и зрительного контакта;
- 9 месяцев — отсутствие улыбки, звуков и минимальная эмоциональная реакция;
- 1 год — отсутствие лепета, реакции на обращения, жестов и интереса к окружающим предметам;
- 1,5 года — отсутствие речи;
- 2 года — неумение формулировать простые фразы и отсутствие общения во время игр.
Классификация РАС
Расстройства аутистического спектра подразделяются на четыре группы.
1 группа — дети почти не реагируют на обращения и не пользуются ни речевыми, ни невербальными способами коммуникации. У них сильно снижена потребность в общении, и им присуще так называемое полевое поведение.
2 группа — дети демонстрируют стереотипное поведение, включая речевые шаблоны, и стремятся сохранять постоянство и порядок в окружающей среде.
Неопределенность и неожиданные изменения могут спровоцировать поведенческие срывы, выраженные в активном негативизме, агрессивности или самоагрессии.
У детей этой группы с раннего возраста проявляются сложные и однообразные формы аутостимуляции, такие как раскачивания, прыжки и потряхивания руками.
3 группа — дети сосредоточены на своих узконаправленных и стереотипных интересах. Им крайне сложно устанавливать диалог, но они способны на сложные монологи, обычно в рамках своих узких интересов.
4 группа — нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослого, для них характерны заторможенность и чрезмерная уязвимость. В стрессовых ситуациях у них могут появляться двигательные и речевые стереотипии.
Как дефектологи проводят коррекционную работу при аутизме
Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится дефектологами поэтапно и последовательно:
- Установление эмоционально-личностного контакта — специалист налаживает связь с ребенком, чтобы тот привык к нему и процессу занятий.
- Выработка учебного стереотипа — специалист обучает ребенка сидеть за столом.
- Установление зрительного контакта — ребенка учат фиксировать взор на предметах и на собеседнике.
- Обучение пониманию речи и выполнению заданий — ребенка учат выполнять простые действия, такие как «покажи» и «передай», а также понимать названия простых предметов из повседневной жизни.
- Развитие наглядно-действенного мышления — специалист постепенно помогает развивать ребенку мыслительные процессы, с помощью формирования у него сенсорных представлений о предметах. Для этого на занятиях используются разнообразные материалы, такие как кубики, пирамидки и шарики.
- Развитие наглядно-образного мышления — ребенок выполняет упражнения на дорисовывание фигур и продолжение узоров, развивая наглядно-образное мышление.
- Развитие словесно-логического мышления — на последнем этапе акцент делается на развитии речи и способности совершать логические действия. Для этого используются загадки, головоломки и различные упражнения.
Как стать специалистом по работе с расстройствами аутистического спектра
Для работы специалистом по работе с аутизмом нужно пройти профпереподготовку, если у вас не профильное высшее образование. Дефектологу необходимо разбираться в психологических особенностях детей с аутизмом, степенях РАС, современных коррекционных методиках и уметь организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС.
В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы с аутизмом у детей: