Все больше родителей обращаются к специалистам (педиатрам, неврологам, логопедам, дефектологам) с просьбой исправить различные речевые патологии у ребенка. Эксперты полагают, что рост числа детей с нарушениями речи отчасти связан с недостаточным количеством живого общения. Дети проводят много времени в гаджетах или перед телевизором. Из-за чего проявляются отставания в речевом развитии.
Предотвратить или исправить это помогает логопедагог. Рассказываем о профессии и объясняем, как ее освоить.
Содержание статьи:
Чем занимается логопедагог
Специалист выявляет речевые патологии и помогает с ними справиться. Для этого он проводит обследования и подбирает корректирующие упражнения. Логопедагогу важно знать основы логопедии, педагогики, психологии, физиологии.
В коррекционной деятельности специалист занимается следующим:
- проводит диагностику,
- профилактирует возникновение нарушений,
- помогает ставить звуки,
- избавляет от заикания,
- обогащает словарный запас,
- развивает устную и письменную речь,
- применяет в работе гимнастику, игры и другие инструменты,
- взаимодействует с родителями и смежными специалистами.
Методы и принципы логопедагогики
Работа с речью требует особого подхода. Нужно владеть различными инструментами, уметь их комбинировать и подбирать наиболее действенные в каждом отдельном случае.
К основным методам логопедагогики можно отнести:
- Практические. Сюда входят различные упражнения, игры, моделирование ситуаций.
- Наглядные. Это просмотр рисунков и макетов. Также к наглядным методам относится демонстрация артикуляции звуков.
- Словесные. К ним относятся беседы, рассказы, обсуждения, объяснения.
Логопедагог должен придерживаться следующих принципов:
Принцип развития
Означает, что нужно учитывать зону ближайшего развития ребенка и его ведущую деятельность. Например, в работе с дошкольниками будет преобладать игра, а с детьми школьного возраста — обучение.
Принцип системности
Речь — это сложная система, в которой различные компоненты взаимодействуют друг с другом. К примеру, развитие мелкой моторики затрагивает сразу несколько отделов головного мозга и влияет на интеллект. Поэтому работа по коррекции должна затрагивать все стороны системы речи.
Принцип комплексности
Речевые нарушения формируются под воздействием различных факторов. Если они относятся к медицине или психологии, важно, помимо логопедагога, подключать других специалистов.
Принцип обходного пути
Это означает, что при устранении речевого дефекта специалист опирается на сохранные звенья системы, а поврежденные как бы обходит стороной. Например, при нарушении акустического слуха логопед учит ребенка различать звуки с помощью зрительных и кинестетических сигналов.
Принципы дидактики
Логопедагог должен уметь находить индивидуальный подход. Также важно строить работу на принципах доступности, понятности и осознанности.
Как стать специалистом
Освоить направление в короткие сроки поможет программа профпереподготовки «Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС». Она длится всего три месяца и позволяет специалистам по работе с детьми получить новую квалификацию.
На программе вы изучите основы логопедии, узнаете, как развивается речь и какие есть особенности нарушений, научитесь проводить диагностику и коррекционную работу.
После обучения у вас будут ключевые знания и навыки, а также диплом о профпереподготовке, с которым вы сможете работать логопедагогом.