Внимание! 1 мая - выходной день у специалистов отдела по организации приема, по вопросам поступления с вами свяжутся c 2 мая

Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Нарушения сенсорной интеграции: что это такое, причины, симптомы и коррекция

Нарушения сенсорной интеграции: что это такое, причины, симптомы и коррекция

Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, когда ребенок испытывает сложности в обработке информации, которую он получает с помощью различных органов чувств. Следствием этого расстройства является некорректная реакция на окружающую среду. Разберемся в особенностях этого нарушения в статье.

Содержание статьи:

Нарушения сенсорной интеграции: что это такое, причины, симптомы и коррекция

Возможные причины нарушения сенсорной интеграции

На возникновение у ребенка нарушения сенсорной интеграции влияет целый комплекс разнообразных факторов:

  • Генетические факторы — наследственность может играть роль в нарушениях сенсорной интеграции. Например, если у ребенка есть родственник, испытывающий подобные проблемы, вероятность появления их у ребенка становится выше.
  • Проблемы внутриутробного развития — нарушения могут быть вызваны осложнениями во время беременности, например внутриутробными патологиями, инфекционными заболеваниями или травмами.
  • Сопутствующие нарушения в развитии — расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания или церебральный паралич могут сопровождаться нарушениями сенсорной интеграции.
  • Недостаток сенсорного опыта — дефицит сенсорного опыта в раннем возрасте или ограниченные возможности для игр и исследований также могут отрицательно сказаться на развитии сенсорной интеграции у детей.

Частые симптомы нарушения сенсорной интеграции

Симптомов нарушения сенсорной интеграции существует достаточно много, довольно распространенными считаются:                            

  • неуклюжесть;
  • проблемы с равновесием; 
  • боязнь резких звуков;
  • неумение играть;
  • отсутствие интереса к творчеству;
  • чрезмерная разборчивость в еде, пищевая избирательность;
  • непереносимость резких запахов;
  • тревожность в общественных местах;
  • агрессия при попадании в непривычную обстановку.

Специальное (дефектологическое) образование профиль «Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения»
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 400 руб
14 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Классификация нарушений сенсорной интеграции

Нарушения сенсорной обработки информации можно разделить на несколько типов, в зависимости от различных критериев. Обычно они подразделяются на гипер- и гипореактивные и определяются интенсивностью восприятия сенсорных сигналов. 

Также нарушения сенсорной интеграции могут быть связаны с различными типами стимулов: звуковыми, визуальными, слуховыми или проприоцептивными.

Существует распространенная классификация нарушений сенсорной интеграции, основанная на поведении и активности детей:

  1. Нарушение в процессе регистрации стимулов

В этом случае часть поступающих сигналов не регистрируется мозгом, что проявляется в малоподвижности, низкой выносливости и слабом мышечном тонусе. Ребенок может казаться безразличным, апатичным и изолированным.

  1. Повышенная чувствительность

В этом случае мозг, наоборот, регистрирует большое количество сигналов, что затрудняет выделение важных среди них. Это отражается в невнимательности, высокой отвлекаемости и гиперактивности. Чаще всего наблюдается чувствительность к звукам и вкусовым ощущениям.

  1. Поиск ощущений

В этом случае интеграция сенсорных сигналов искажена, что создает частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен, легко возбудим и все время стремится к новым ощущениям: он облизывает предметы, погружает пальцы в жидкость или шумно стучит.

  1. Избегание ощущений

В этом случае имеет место искаженное восприятие стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется в пониженной активности, эмоциональной возбудимости и неспособности переносить новые ощущения. Дети с такими нарушениями предпочитают ритуалы и избегают незнакомых ситуаций, предпочитая известную обстановку и уединение.

Как проводится диагностика нарушений сенсорной интеграции

Выявление нарушений сенсорной интеграции у детей в возрасте до 6-7 лет представляет значительные трудности, несмотря на важность диагностики для своевременной коррекции. 

Процесс диагностики опирается на связь между поведением, когнитивными процессами и функционированием мозга. Экспертный осмотр проводится специализированной командой, включающей невролога, психиатра, психолога и дефектолога.

Одним из сложных моментов при диагностике является отсутствие четкого списка симптомов, что обусловлено сложным взаимодействием различных сенсорных систем с другими областями мозга. 

Обычно начальная диагностика включает клинические методы: опрос родителей, беседы с ребенком и наблюдение за его поведением. А иногда требуются специальные диагностические занятия с психологом и дефектологом.

Для более точной диагностики используются стандартизированные тесты:

  • TSFI: Применяется для детей от 4 до 18 месяцев и оценивает различные сенсорные функции. Результаты помогают определить нормальное развитие, риск сенсорных проблем или нарушения.
  • SIPT: Применяется для диагностики детей от 4 до 9 лет и оценивает сенсорную интеграцию различных модальностей. Результаты представлены количественно, что помогает разработать индивидуальный план коррекции.
  • EASI: Направлен на оценку сенсорных расстройств у детей от 3 до 12 лет, за исключением обонятельных и вкусовых. Результаты отображаются в виде графика, помогая определить область нормы или нарушения.

Коррекция нарушений сенсорной интеграции

Специалисты, опираясь на результаты диагностики, разрабатывают индивидуальные программы коррекции, главная задача которых — проведении активностей, нацеленных на улучшение качества процессов восприятия у ребенка. 

В эту программу входят игры и упражнения, которые стимулируют работу вестибулярного аппарата, проприоцепторов, тактильных, визуальных и слуховых рецепторов. Во время занятий специалист внимательно следит за реакцией ребенка, подстраивая интенсивность стимуляции в зависимости от его действий и реакции.

Программа коррекции состоит из нескольких ключевых моментов:

  1. Вестибулярные и проприоцептивные стимуляции — использование игры с различными видами движений, преодолением сопротивления и изменением скорости. В процессе игр могут применяться разнообразные качели, платформы-планеры и горки, что помогает формировать у ребенка представление о его теле и положении в пространстве.
  2. Тактильные стимуляции — использование разнообразных видов прикосновений для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу. Например, растирания щетками, массаж текстурными материалами и вибрации. 
  3. Зрительные стимуляции — применение игровых упражнений с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопом и тенями. Для детей старшего возраста используются сложные задания, направленные на оценку расстояния и восприятие перспективы.
  4. Вкусовые и обонятельные стимуляции — использование натуральных продуктов, ароматных растений и специй для расширения опыта восприятия. Цель занятий — развить у ребенка чувство вкуса и запаха, для этого ребенок нюхает или пробует специи и продукты. 
  5. Слуховые стимуляции — проведение игр с погремушками и музыкальными инструментами, а также прослушивание аудиозаписей различных звуков, таких как звук дождя, пения птиц или голосов.

Какое образование нужно для работы специалистом по работе с нарушениями сенсорной интеграции

У специалистов по сенсорной интеграции должно быть профильное образование. Специалисту по сенсорной интеграции нужно понимать структуру, содержание и основные принципы занятий, уметь работать с различным оборудованием и технически верно выполнять базовые движения.

В АДПО вы можете выучиться на специалиста по работе с нарушениями сенсорной интеграции на онлайн-курсах:

Сенсорная интеграция. Диагностика и коррекция сенсорных функций
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 300 руб
15 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Оплата частями
Оплата частями
Подробнее
Оплатить обучение по новой профессии можно частями без переплаты!
Гибкая система скидок
Гибкая система скидок
Подробнее
Обучение сотрудников организаций – от 3% при поступлении трёх и более Слушателей. Больше обучающихся – больше скидка. Цена на повторное обучение ниже на 5%. Льготы пенсионерам, многодетным и др. категориям – 5% на любую программу.
Сопровождение на всех этапах обучения
Сопровождение на всех этапах обучения
Подробнее
Отдел по организации учебного процесса помогает во всех вопросах, связанных с программами обучения, образовательным контентом, документацией.
100% дистанционный* формат
100% дистанционный* формат
Подробнее
Поступить, учиться, проходить тестирования и выполнять практические задания можно по интернету. Документ отправляем Почтой РФ.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
Слушатели и выпускники бесплатно и навсегда получают доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Поддержка
Поддержка
Подробнее
Ежедневно без выходных и праздников с 8 до 20.30 ч. специалисты оказывают помощь в технических вопросах (например, как скачать/загрузить материал, почистить кеш, перейти на другой браузер и т.д.).

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.