Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Нарушения сенсорной интеграции: что это такое, причины, симптомы и коррекция

Нарушения сенсорной интеграции: что это такое, причины, симптомы и коррекция

Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, когда ребенок испытывает сложности в обработке информации, которую он получает с помощью различных органов чувств. Следствием этого расстройства является некорректная реакция на окружающую среду. Разберемся в особенностях этого нарушения в статье.

Содержание статьи:

Нарушения сенсорной интеграции: что это такое, причины, симптомы и коррекция

Возможные причины нарушения сенсорной интеграции

На возникновение у ребенка нарушения сенсорной интеграции влияет целый комплекс разнообразных факторов:

  • Генетические факторы — наследственность может играть роль в нарушениях сенсорной интеграции. Например, если у ребенка есть родственник, испытывающий подобные проблемы, вероятность появления их у ребенка становится выше.
  • Проблемы внутриутробного развития — нарушения могут быть вызваны осложнениями во время беременности, например внутриутробными патологиями, инфекционными заболеваниями или травмами.
  • Сопутствующие нарушения в развитии — расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания или церебральный паралич могут сопровождаться нарушениями сенсорной интеграции.
  • Недостаток сенсорного опыта — дефицит сенсорного опыта в раннем возрасте или ограниченные возможности для игр и исследований также могут отрицательно сказаться на развитии сенсорной интеграции у детей.

Частые симптомы нарушения сенсорной интеграции

Симптомов нарушения сенсорной интеграции существует достаточно много, довольно распространенными считаются:                            

  • неуклюжесть;
  • проблемы с равновесием; 
  • боязнь резких звуков;
  • неумение играть;
  • отсутствие интереса к творчеству;
  • чрезмерная разборчивость в еде, пищевая избирательность;
  • непереносимость резких запахов;
  • тревожность в общественных местах;
  • агрессия при попадании в непривычную обстановку.

Специальное (дефектологическое) образование профиль «Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения»
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 400 руб
14 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Классификация нарушений сенсорной интеграции

Нарушения сенсорной обработки информации можно разделить на несколько типов, в зависимости от различных критериев. Обычно они подразделяются на гипер- и гипореактивные и определяются интенсивностью восприятия сенсорных сигналов. 

Также нарушения сенсорной интеграции могут быть связаны с различными типами стимулов: звуковыми, визуальными, слуховыми или проприоцептивными.

Существует распространенная классификация нарушений сенсорной интеграции, основанная на поведении и активности детей:

  1. Нарушение в процессе регистрации стимулов

В этом случае часть поступающих сигналов не регистрируется мозгом, что проявляется в малоподвижности, низкой выносливости и слабом мышечном тонусе. Ребенок может казаться безразличным, апатичным и изолированным.

  1. Повышенная чувствительность

В этом случае мозг, наоборот, регистрирует большое количество сигналов, что затрудняет выделение важных среди них. Это отражается в невнимательности, высокой отвлекаемости и гиперактивности. Чаще всего наблюдается чувствительность к звукам и вкусовым ощущениям.

  1. Поиск ощущений

В этом случае интеграция сенсорных сигналов искажена, что создает частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен, легко возбудим и все время стремится к новым ощущениям: он облизывает предметы, погружает пальцы в жидкость или шумно стучит.

  1. Избегание ощущений

В этом случае имеет место искаженное восприятие стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется в пониженной активности, эмоциональной возбудимости и неспособности переносить новые ощущения. Дети с такими нарушениями предпочитают ритуалы и избегают незнакомых ситуаций, предпочитая известную обстановку и уединение.

Как проводится диагностика нарушений сенсорной интеграции

Выявление нарушений сенсорной интеграции у детей в возрасте до 6-7 лет представляет значительные трудности, несмотря на важность диагностики для своевременной коррекции. 

Процесс диагностики опирается на связь между поведением, когнитивными процессами и функционированием мозга. Экспертный осмотр проводится специализированной командой, включающей невролога, психиатра, психолога и дефектолога.

Одним из сложных моментов при диагностике является отсутствие четкого списка симптомов, что обусловлено сложным взаимодействием различных сенсорных систем с другими областями мозга. 

Обычно начальная диагностика включает клинические методы: опрос родителей, беседы с ребенком и наблюдение за его поведением. А иногда требуются специальные диагностические занятия с психологом и дефектологом.

Для более точной диагностики используются стандартизированные тесты:

  • TSFI: Применяется для детей от 4 до 18 месяцев и оценивает различные сенсорные функции. Результаты помогают определить нормальное развитие, риск сенсорных проблем или нарушения.
  • SIPT: Применяется для диагностики детей от 4 до 9 лет и оценивает сенсорную интеграцию различных модальностей. Результаты представлены количественно, что помогает разработать индивидуальный план коррекции.
  • EASI: Направлен на оценку сенсорных расстройств у детей от 3 до 12 лет, за исключением обонятельных и вкусовых. Результаты отображаются в виде графика, помогая определить область нормы или нарушения.

Коррекция нарушений сенсорной интеграции

Специалисты, опираясь на результаты диагностики, разрабатывают индивидуальные программы коррекции, главная задача которых — проведении активностей, нацеленных на улучшение качества процессов восприятия у ребенка. 

В эту программу входят игры и упражнения, которые стимулируют работу вестибулярного аппарата, проприоцепторов, тактильных, визуальных и слуховых рецепторов. Во время занятий специалист внимательно следит за реакцией ребенка, подстраивая интенсивность стимуляции в зависимости от его действий и реакции.

Программа коррекции состоит из нескольких ключевых моментов:

  1. Вестибулярные и проприоцептивные стимуляции — использование игры с различными видами движений, преодолением сопротивления и изменением скорости. В процессе игр могут применяться разнообразные качели, платформы-планеры и горки, что помогает формировать у ребенка представление о его теле и положении в пространстве.
  2. Тактильные стимуляции — использование разнообразных видов прикосновений для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу. Например, растирания щетками, массаж текстурными материалами и вибрации. 
  3. Зрительные стимуляции — применение игровых упражнений с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопом и тенями. Для детей старшего возраста используются сложные задания, направленные на оценку расстояния и восприятие перспективы.
  4. Вкусовые и обонятельные стимуляции — использование натуральных продуктов, ароматных растений и специй для расширения опыта восприятия. Цель занятий — развить у ребенка чувство вкуса и запаха, для этого ребенок нюхает или пробует специи и продукты. 
  5. Слуховые стимуляции — проведение игр с погремушками и музыкальными инструментами, а также прослушивание аудиозаписей различных звуков, таких как звук дождя, пения птиц или голосов.

Какое образование нужно для работы специалистом по работе с нарушениями сенсорной интеграции

У специалистов по сенсорной интеграции должно быть профильное образование. Специалисту по сенсорной интеграции нужно понимать структуру, содержание и основные принципы занятий, уметь работать с различным оборудованием и технически верно выполнять базовые движения.

В АДПО вы можете выучиться на специалиста по работе с нарушениями сенсорной интеграции на онлайн-курсах:

Сенсорная интеграция. Диагностика и коррекция сенсорных функций
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 300 руб
13 700 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.