Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, когда ребенок испытывает сложности в обработке информации, которую он получает с помощью различных органов чувств. Следствием этого расстройства является некорректная реакция на окружающую среду. Разберемся в особенностях этого нарушения в статье.
Содержание статьи:
- Возможные причины нарушения сенсорной интеграции
- Частые симптомы нарушения сенсорной интеграции
- Классификация нарушений сенсорной интеграции
- Как проводится диагностика нарушений сенсорной интеграции
- Коррекция нарушений сенсорной интеграции
- Какое образование нужно для работы специалистом по работе с нарушениями сенсорной интеграции
Возможные причины нарушения сенсорной интеграции
На возникновение у ребенка нарушения сенсорной интеграции влияет целый комплекс разнообразных факторов:
- Генетические факторы — наследственность может играть роль в нарушениях сенсорной интеграции. Например, если у ребенка есть родственник, испытывающий подобные проблемы, вероятность появления их у ребенка становится выше.
- Проблемы внутриутробного развития — нарушения могут быть вызваны осложнениями во время беременности, например внутриутробными патологиями, инфекционными заболеваниями или травмами.
- Сопутствующие нарушения в развитии — расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания или церебральный паралич могут сопровождаться нарушениями сенсорной интеграции.
- Недостаток сенсорного опыта — дефицит сенсорного опыта в раннем возрасте или ограниченные возможности для игр и исследований также могут отрицательно сказаться на развитии сенсорной интеграции у детей.
Частые симптомы нарушения сенсорной интеграции
Симптомов нарушения сенсорной интеграции существует достаточно много, довольно распространенными считаются:
- неуклюжесть;
- проблемы с равновесием;
- боязнь резких звуков;
- неумение играть;
- отсутствие интереса к творчеству;
- чрезмерная разборчивость в еде, пищевая избирательность;
- непереносимость резких запахов;
- тревожность в общественных местах;
- агрессия при попадании в непривычную обстановку.
Классификация нарушений сенсорной интеграции
Нарушения сенсорной обработки информации можно разделить на несколько типов, в зависимости от различных критериев. Обычно они подразделяются на гипер- и гипореактивные и определяются интенсивностью восприятия сенсорных сигналов.
Также нарушения сенсорной интеграции могут быть связаны с различными типами стимулов: звуковыми, визуальными, слуховыми или проприоцептивными.
Существует распространенная классификация нарушений сенсорной интеграции, основанная на поведении и активности детей:
- Нарушение в процессе регистрации стимулов
В этом случае часть поступающих сигналов не регистрируется мозгом, что проявляется в малоподвижности, низкой выносливости и слабом мышечном тонусе. Ребенок может казаться безразличным, апатичным и изолированным.
- Повышенная чувствительность
В этом случае мозг, наоборот, регистрирует большое количество сигналов, что затрудняет выделение важных среди них. Это отражается в невнимательности, высокой отвлекаемости и гиперактивности. Чаще всего наблюдается чувствительность к звукам и вкусовым ощущениям.
- Поиск ощущений
В этом случае интеграция сенсорных сигналов искажена, что создает частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен, легко возбудим и все время стремится к новым ощущениям: он облизывает предметы, погружает пальцы в жидкость или шумно стучит.
- Избегание ощущений
В этом случае имеет место искаженное восприятие стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется в пониженной активности, эмоциональной возбудимости и неспособности переносить новые ощущения. Дети с такими нарушениями предпочитают ритуалы и избегают незнакомых ситуаций, предпочитая известную обстановку и уединение.
Как проводится диагностика нарушений сенсорной интеграции
Выявление нарушений сенсорной интеграции у детей в возрасте до 6-7 лет представляет значительные трудности, несмотря на важность диагностики для своевременной коррекции.
Процесс диагностики опирается на связь между поведением, когнитивными процессами и функционированием мозга. Экспертный осмотр проводится специализированной командой, включающей невролога, психиатра, психолога и дефектолога.
Одним из сложных моментов при диагностике является отсутствие четкого списка симптомов, что обусловлено сложным взаимодействием различных сенсорных систем с другими областями мозга.
Обычно начальная диагностика включает клинические методы: опрос родителей, беседы с ребенком и наблюдение за его поведением. А иногда требуются специальные диагностические занятия с психологом и дефектологом.
Для более точной диагностики используются стандартизированные тесты:
- TSFI: Применяется для детей от 4 до 18 месяцев и оценивает различные сенсорные функции. Результаты помогают определить нормальное развитие, риск сенсорных проблем или нарушения.
- SIPT: Применяется для диагностики детей от 4 до 9 лет и оценивает сенсорную интеграцию различных модальностей. Результаты представлены количественно, что помогает разработать индивидуальный план коррекции.
- EASI: Направлен на оценку сенсорных расстройств у детей от 3 до 12 лет, за исключением обонятельных и вкусовых. Результаты отображаются в виде графика, помогая определить область нормы или нарушения.
Коррекция нарушений сенсорной интеграции
Специалисты, опираясь на результаты диагностики, разрабатывают индивидуальные программы коррекции, главная задача которых — проведении активностей, нацеленных на улучшение качества процессов восприятия у ребенка.
В эту программу входят игры и упражнения, которые стимулируют работу вестибулярного аппарата, проприоцепторов, тактильных, визуальных и слуховых рецепторов. Во время занятий специалист внимательно следит за реакцией ребенка, подстраивая интенсивность стимуляции в зависимости от его действий и реакции.
Программа коррекции состоит из нескольких ключевых моментов:
- Вестибулярные и проприоцептивные стимуляции — использование игры с различными видами движений, преодолением сопротивления и изменением скорости. В процессе игр могут применяться разнообразные качели, платформы-планеры и горки, что помогает формировать у ребенка представление о его теле и положении в пространстве.
- Тактильные стимуляции — использование разнообразных видов прикосновений для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу. Например, растирания щетками, массаж текстурными материалами и вибрации.
- Зрительные стимуляции — применение игровых упражнений с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопом и тенями. Для детей старшего возраста используются сложные задания, направленные на оценку расстояния и восприятие перспективы.
- Вкусовые и обонятельные стимуляции — использование натуральных продуктов, ароматных растений и специй для расширения опыта восприятия. Цель занятий — развить у ребенка чувство вкуса и запаха, для этого ребенок нюхает или пробует специи и продукты.
- Слуховые стимуляции — проведение игр с погремушками и музыкальными инструментами, а также прослушивание аудиозаписей различных звуков, таких как звук дождя, пения птиц или голосов.
Какое образование нужно для работы специалистом по работе с нарушениями сенсорной интеграции
У специалистов по сенсорной интеграции должно быть профильное образование. Специалисту по сенсорной интеграции нужно понимать структуру, содержание и основные принципы занятий, уметь работать с различным оборудованием и технически верно выполнять базовые движения.
В АДПО вы можете выучиться на специалиста по работе с нарушениями сенсорной интеграции на онлайн-курсах: