Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) – это патологическое состояние, при котором происходят речевые нарушения в детском возрасте. Ребенок испытывает сложности в произношении и построении речевых конструкций, а в тяжелых случаях – даже произношении отдельных фонем. Чаще всего врачи наблюдают ОНР у дошкольников.
Это патологическое расстройство не связано с интеллектуальными возможностями ребенка, но при отсутствии своевременной коррекции речевой дефект может привести к трудностям в усвоении информации и общении с людьми.
Сам термин «общее недоразвитие речи» является логопедическим, а не самостоятельным диагнозом невролога, и используется при оценке качества речи. ОНР также может быть сопровождающим симптомом к различным болезням (Синдром Дауна, Синдром Патау, алалия и т. д.).
Почему возникает ОНР?
На возникновение у ребенка ОНР влияет множество факторов на разных стадиях формирования и взросления ребенка.
На стадии внутриутробного развития может случиться асфиксия (удушение), конфликт резус-факторов матери и плода, гипоксия, инфекционные и грибковые заболевания. Также тяжелая беременность, которая сопровождается токсикозом и вредными привычками матери (курение, алкоголь, употребление запрещенных веществ). Помимо перечисленных причин ОНР может стать следствием травмы при родах или сотрясения мозга в первые годы жизни ребенка.
Все перечисленные факторы повреждают Центральную нервную систему (ЦНС), из чего вытекает речевая дисфункция. Расстройство может прогрессировать, если ребенок находится в неблагоприятной обстановке (ссоры в семье) и имеет хронические заболевания.
Виды
Диагностировать у ребенка ОНР возможно в возрасте 3-х лет. При нормальном развитии ребенок уже может излагать свои мысли к 2-м годам (имея в словарном запасе примерно 200 слов), а дети с ОНР начинают произносить только звуки к 3-м годам, а иногда и не начинают вовсе. При этом врачи выделили 4 степени этого расстройства, в зависимости от запущенности каждого случая.
ОНР первой степени:
- словарный запас ограничен отдельными звуками / речь отсутствует полностью;
- сокращение сложных слов до 1-2 слогов;
- фразовая речь отсутствует;
- использование жестов и мимики для передачи своей мысли;
- окружающим сложно понять ребенка.
ОНР второй степени:
- ребенок уже в состоянии общаться, но сам процесс дается с трудом;
- имеется возможность составлять примитивные предложения из 2-3 слов;
- искаженные звуки;
- грамматические ошибки в построении предложения (часто отсутствие грамматической конструкции в принципе, предложение может состоять только из существительных или глаголов).
ОНР третьей степени:
- проявление интереса к общению и богатый словарный запас;
- выстраивание сложносочиненных предложений;
- понимание в кругу семьи, но сложности при общении с посторонними людьми (наличие “своего языка”);
- слияние звуков между собой или неправильное произношение.
- ОНР четвертой степени:
- нарушения развития речи минимальны;
- хромает произношение некоторых звуков;
- ошибки в постановке окончаний, приставок и суффиксов;
- неправильное использование по смыслу некоторых слов.
➥ Обследование и лечение требуется даже при наличии четвертой степени, так как со временем и без должной корректировки могут начаться осложнения, с которыми справиться уже сложнее. Нагрузка в школах растет с каждым годом, ребенок не будет поспевать за программой.
Логомассаж при ДЦП: как делать, примеры упражнений и приемов
Коррекция
Основная работа с ОНР у ребенка возлагается на плечи врача-логопеда. Специалист выстраивает коррекцию поэтапным образом, с учетом уровня речевого развития.
Во-первых, врач проводит беседу с родителями ребенка, чтобы узнать всю подробную информацию. Чтобы составить полный анамнез, логопед советует пройти обследование у дополнительных специалистов: ЛОР, педиатр и невролог. С учетом их наблюдений составляется план лечения.
Во-вторых, логопед выстраивает доверительный мост с ребенком, чтобы лечение казалось ему веселой игрой и процесс восстановления ускорился. Занятия направлены на:
- развитие речевой активности;
- работу по формированию корректного фонетического оформления предложения;
- развитие связной речи;
- тренировку моторных навыков, что улучшает качество речи.
Речевые упражнения с логопедом могут сопровождаться другими методами лечения: гимнастика, массаж, лекарственные препараты. При запущенном случае к работе логопеда присоединяется нейропсихолог, который использует методы воздействия непосредственно на мозг (например, Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, позволяющий стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов).
Научитесь вести логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи на курсах нашей академии. За несколько месяцев вы получите полный объем практических навыков по диагностике и коррекции ОНР, получите официальный диплом и сможете работать в специализированных организациях или вести частную практику.