Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Педагог, который работает с детьми с ОВЗ: требования к специалисту и особенности его деятельности

Педагог, который работает с детьми с ОВЗ: требования к специалисту и особенности его деятельности

По Закону «Об образовании» все дети, независимо от состояния здоровья и способностей, имеют право получить необходимое образование. Ученикам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы особенные условия для успешного обучения. Это специальные образовательные стандарты, обучающие программы и помощь различных специалистов, в том числе и педагогов по работе с детьми с ОВЗ. 

Далее расскажем, какие требования предъявляются к специалисту, как он помогает детям с особенностями и где можно получить образование для работы.

Содержание статьи:

Педагог, который работает с детьми с ОВЗ: требования к специалисту и особенности его деятельности

С кем работает специалист?

Ребенок с ОВЗ имеет различные отклонения в развитии — проблемы со слухом и зрением, опорно-двигательным аппаратом, психические расстройства, аутизм и другие. В соответствии с Законом «Об образовании» все отклонения должны быть подтверждены ПМПК.

Ограниченные возможности — это не всегда инвалидность. Инвалидность устанавливается по результатам медико-социальной экспертизы и носит более стойкий характер, чем отклонения в развитии.

Но в любом случае детям любой из этих групп необходимы особенные условия, которые помогут в освоении образовательной программы — специальной или обычной.

Обязанности специалиста

Педагог по работе с детьми с ОВЗ:

  • участвует в разработке индивидуальных обучающих программ;
  • проводит уроки и развивающие занятия, учитывая особенности ребенка;
  • помогает подопечным в освоении учебного материала, развитии коммуникативных и социальных навыков;
  • отслеживает результаты обучения и развития воспитанников;
  • помогает родителям в выборе методов и подходов к обучению;
  • поддерживает связь с другими специалистами — логопедами, учителями-дефектологами по работе с детьми с ОВЗ, психологами, медработниками.

Где может работать педагог?

Законодательством определены следующие варианты обучения детей с ОВЗ:

  • Инклюзивные школы

Ребята с нарушениями и их здоровые сверстники учатся в одном классе. Вместе ходят на уроки и перемены, участвуют во внешкольных мероприятиях. Задача педагога — обеспечить равные условия ребятам с особенностями и с сохранным развитием, научить их взаимопомощи и привить чувство эмпатии.

  • Коррекционные классы

Ребята с ОВЗ получают образование в той же школе, что и дети с сохранным развитием, но в отдельном классе. Педагог использует для обучения таких воспитанников специальные адаптированные программы. 

  • Коррекционные школы

Это учреждения для учеников с похожими нарушениями развития. Например, есть школы для глухих и слабослышащих учащихся, слепых и слабовидящих. Педагоги проводят обучение по программам, рассчитанным на определенные особенности ребенка. 

  • Обучение на дому

Ребенок с ОВЗ числится в определенной школе, но занятия с педагогом проходят дома — офлайн или дистанционно. 

  • Семейное образование 

В этом случае педагог может оказывать консультационные услуги или проводить занятия в частном порядке. Ребенок не прикреплен ни к одной из школ, и ответственность за качество образования несут родители.

Требования к педагогу по работе с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ требуют к себе особого и индивидуального подхода. Педагогу, который выбрал для себя этот путь, необходимо обладать определенными личными качествами. Без них не получится найти общий язык с ребенком и эффективно построить воспитательно-образовательный процесс.

  • Эмпатия

Способность педагога понимать и чувствовать эмоции «особенных» воспитанников позволяет найти подход к каждому ребенку и помогает создать комфортную атмосферу в детском коллективе.

  • Стрессоустойчивость

Дети с ОВЗ в силу своих особенностей не всегда понимают и слышат учителя. Порой даже при желании они не могут сделать то, что от них требуется. Педагог должен уметь сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции в любых ситуациях. 

  • Коммуникабельность

Развитые коммуникативные навыки помогают наладить общение с детьми, которые имеют трудности в социализации. Также умение находить подход к другим людям в различных ситуациях пригодится при общении с законными представителями ребенка и узкими специалистами. 

Помимо личных качеств педагогу необходимы профессиональные компетенции, которые позволят ему:

  • правильно оценивать уровень развития ребенка с особенностями и выбирать подходящие приемы обучения;
  • составлять планы уроков с учетом психофизических особенностей учеников;
  • применять различные методы преподавания, в том числе и при инклюзивном образовании;
  • точно определять эмоциональное и физическое состояние воспитанников;
  • использовать в работе рекомендации логопедов, учителей-дефектологов по работе с детьми с ОВЗ, психологов и других специалистов.

Где выучиться на педагога по работе с детьми с ОВЗ?

Чтобы стать специалистом, который может работать с «особенными» детьми, необходимо получить образование в сфере коррекционной педагогики в колледже или вузе.

Также можно пройти переподготовку на базе профессионального образования. В нашей Академии — это «Воспитатель коррекционной школы» и «Дошкольный педагог-дефектолог». 

Воспитатель коррекционной школы
620 часов / 6.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 200 руб
12 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС ДО
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
22 110 руб
16 380 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обучение проходит полностью дистанционно, и вам не придется отпрашиваться с работы для посещения занятий.

По окончании курсов вы получите все необходимые знания и практические навыки для коррекционной работы. Выдается диплом о профессиональное переподготовке Академии с государственной лицензией.

Ждем вас на обучение!

 

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.