По Закону «Об образовании» все дети, независимо от состояния здоровья и способностей, имеют право получить необходимое образование. Ученикам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы особенные условия для успешного обучения. Это специальные образовательные стандарты, обучающие программы и помощь различных специалистов, в том числе и педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Далее расскажем, какие требования предъявляются к специалисту, как он помогает детям с особенностями и где можно получить образование для работы.
Содержание статьи:
- С кем работает специалист?
- Обязанности специалиста
- Где может работать педагог?
- Требования к педагогу по работе с детьми с ОВЗ
- Где выучиться на педагога по работе с детьми с ОВЗ?
С кем работает специалист?
Ребенок с ОВЗ имеет различные отклонения в развитии — проблемы со слухом и зрением, опорно-двигательным аппаратом, психические расстройства, аутизм и другие. В соответствии с Законом «Об образовании» все отклонения должны быть подтверждены ПМПК.
Ограниченные возможности — это не всегда инвалидность. Инвалидность устанавливается по результатам медико-социальной экспертизы и носит более стойкий характер, чем отклонения в развитии.
Но в любом случае детям любой из этих групп необходимы особенные условия, которые помогут в освоении образовательной программы — специальной или обычной.
Обязанности специалиста
Педагог по работе с детьми с ОВЗ:
- участвует в разработке индивидуальных обучающих программ;
- проводит уроки и развивающие занятия, учитывая особенности ребенка;
- помогает подопечным в освоении учебного материала, развитии коммуникативных и социальных навыков;
- отслеживает результаты обучения и развития воспитанников;
- помогает родителям в выборе методов и подходов к обучению;
- поддерживает связь с другими специалистами — логопедами, учителями-дефектологами по работе с детьми с ОВЗ, психологами, медработниками.
Где может работать педагог?
Законодательством определены следующие варианты обучения детей с ОВЗ:
- Инклюзивные школы
Ребята с нарушениями и их здоровые сверстники учатся в одном классе. Вместе ходят на уроки и перемены, участвуют во внешкольных мероприятиях. Задача педагога — обеспечить равные условия ребятам с особенностями и с сохранным развитием, научить их взаимопомощи и привить чувство эмпатии.
- Коррекционные классы
Ребята с ОВЗ получают образование в той же школе, что и дети с сохранным развитием, но в отдельном классе. Педагог использует для обучения таких воспитанников специальные адаптированные программы.
- Коррекционные школы
Это учреждения для учеников с похожими нарушениями развития. Например, есть школы для глухих и слабослышащих учащихся, слепых и слабовидящих. Педагоги проводят обучение по программам, рассчитанным на определенные особенности ребенка.
- Обучение на дому
Ребенок с ОВЗ числится в определенной школе, но занятия с педагогом проходят дома — офлайн или дистанционно.
- Семейное образование
В этом случае педагог может оказывать консультационные услуги или проводить занятия в частном порядке. Ребенок не прикреплен ни к одной из школ, и ответственность за качество образования несут родители.
Требования к педагогу по работе с детьми с ОВЗ
Дети с ОВЗ требуют к себе особого и индивидуального подхода. Педагогу, который выбрал для себя этот путь, необходимо обладать определенными личными качествами. Без них не получится найти общий язык с ребенком и эффективно построить воспитательно-образовательный процесс.
- Эмпатия
Способность педагога понимать и чувствовать эмоции «особенных» воспитанников позволяет найти подход к каждому ребенку и помогает создать комфортную атмосферу в детском коллективе.
- Стрессоустойчивость
Дети с ОВЗ в силу своих особенностей не всегда понимают и слышат учителя. Порой даже при желании они не могут сделать то, что от них требуется. Педагог должен уметь сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции в любых ситуациях.
- Коммуникабельность
Развитые коммуникативные навыки помогают наладить общение с детьми, которые имеют трудности в социализации. Также умение находить подход к другим людям в различных ситуациях пригодится при общении с законными представителями ребенка и узкими специалистами.
Помимо личных качеств педагогу необходимы профессиональные компетенции, которые позволят ему:
- правильно оценивать уровень развития ребенка с особенностями и выбирать подходящие приемы обучения;
- составлять планы уроков с учетом психофизических особенностей учеников;
- применять различные методы преподавания, в том числе и при инклюзивном образовании;
- точно определять эмоциональное и физическое состояние воспитанников;
- использовать в работе рекомендации логопедов, учителей-дефектологов по работе с детьми с ОВЗ, психологов и других специалистов.
Где выучиться на педагога по работе с детьми с ОВЗ?
Чтобы стать специалистом, который может работать с «особенными» детьми, необходимо получить образование в сфере коррекционной педагогики в колледже или вузе.
Также можно пройти переподготовку на базе профессионального образования. В нашей Академии — это «Воспитатель коррекционной школы» и «Дошкольный педагог-дефектолог».
Обучение проходит полностью дистанционно, и вам не придется отпрашиваться с работы для посещения занятий.
По окончании курсов вы получите все необходимые знания и практические навыки для коррекционной работы. Выдается диплом о профессиональное переподготовке Академии с государственной лицензией.
Ждем вас на обучение!