Главные задачи воспитателя в детском саду — обеспечить уход и безопасность детей, развить у них интеллектуальные способности и воспитать нравственные качества.
Первая цель ясна. Нужно инструктировать воспитанников о правилах безопасности, следить за их соблюдением, проводить профилактические мероприятия.
Задачи по развитию и воспитанию намного сложнее. Воспитатель должен стремиться к самосовершенствованию, быть в курсе образовательных тенденций, прокачивать навыки, необходимые для жизни в современном обществе.
Без этого вырастить всесторонне развитых детей будет сложно. Поэтому профессионально-личностный рост воспитателей все больше выходит на первый план.
Содержание статьи:
Коммуникативные способности
Работа воспитателя невозможна без коммуникации — с детьми, родителями, другими сотрудниками, заведующей. При этом взаимодействие со всеми этими группами различается.
Занимаясь с детьми, нужно преподносить даже сложную информацию предельно просто. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, богатой интонациями, спокойной и неторопливой.
При общении с родителями педагогу важно проявлять уважение и чуткость.
Взаимодействие с коллегами и руководством на своем месте работы и за его пределами должно строиться по принципу взаимоуважения. Общение с этой группой предполагает использование профессиональных терминов.
Важно не только придерживаться этикета, но также обладать способностью к эффективной коммуникации. Это поможет выстроить позитивные отношения со всеми участниками образовательного процесса.
Коммуникативные навыки включают в себя три аспекта:
- Умение слушать и слышать. Важно давать собеседнику возможность высказывать свое мнение. Так вы сформируете доверительные отношения и сможете давать конструктивную обратную связь.
- Уважение к чужому мнению. Эта способность поможет вам находить к каждому индивидуальный подход и расширить собственное мировоззрение.
- Умение распознавать эмоции. Важно анализировать свои эмоции и чувства, чтобы научиться определять чужие. Это поможет эффективнее договариваться, регулировать конфликты и находить подходящие слова.
Личностный рост
Развиваться профессионально невозможно без работы над собой. Каждый воспитатель сам определяет свои точки роста.
Для одних педагогов это будет критическое мышление, для других — эмоциональный интеллект, для третьих — способность быстро приспосабливаться к изменениям.
Чтобы понять, какие сферы нуждаются в самосовершенствовании, можно ориентироваться на основные показатели развитой личности. Их выделил советский и российский психолог Владимир Леви.
К таким качествам относятся:
- увеличение количества интересов и хобби,
- устойчивые взгляды на жизнь,
- представление о причинах чужих поступков,
- понимание собственных желаний,
- внутренняя свобода,
- признание ответственности за свою жизнь,
- отстаивание личного мнения и увлечений,
- принятие собственной индивидуальности,
- способность видеть слабые стороны и работать над ними,
- раскрытие своих талантов.
Желание учиться
У современных воспитателей есть масса путей для обучения. Это могут быть профессиональные мероприятия, например, конкурсы для педагогов, конференции, площадки для обмена опытом.
Также воспитатели имеют возможность получить квалификационную категорию — первую, а затем высшую — и подтверждать ее каждые пять лет. Это позволит увеличить заработок и стать более конкурентоспособным на рынке.
Расширить профессиональные возможности помогут курсы. На них воспитатель получит документы, которые сможет вложить в портфолио и двигаться по карьерной лестнице. Такие курсы реализует АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения».
Для воспитателей открыто 72 программы по трем формам обучения. Вы можете выбрать профессиональную переподготовку, чтобы освоить новое направление, например, педагогику раннего развития.
Также в этом помогут программы профессионального обучения — на них подготавливают к работе младших воспитателей.
Курсы повышения квалификации разработаны для более глубокого овладения знаниями в конкретной сфере. Например, на них вы сможете освоить технологии педагогического сотрудничества.
Все программы реализуются дистанционно, а в конце обучения вы получаете документ об образовании — диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации или свидетельство о должности служащего.
Посмотреть варианты программ можно по ссылке.