Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Тяжелые нарушения речи у детей: что это такое и как их лечат

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это расстройства речевого развития, которые характеризуются значительными нарушениями в произношении, грамматике, лексике или связной речи. Дети с ТНР испытывают трудности в понимании и использовании речи, что может значительно затруднять их коммуникацию и социальную адаптацию.

Тяжелые нарушения речи у детей: что это такое и как их лечат

Почему могут возникнуть тяжелые нарушения речи у детей

Тяжелые нарушения речи у детей могут иметь внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) причины, которые влияют на организм ребенка и вызывают речевые отклонения.

Внутренние причины включают внутриутробные патологии (внутриутробная гипоксия плода, инфекционные заболевания матери во время беременности, травмы матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода), а также родовые травмы или асфиксию, курение, употребление алкоголя, наркотических веществ во время беременности или кормления ребенка, психическое состояние матери, наследственную предрасположенность и заболевания ребенка в первые годы жизни.

Внешние причины включают неблагоприятные социально-бытовые условия, подражание ребенка кому-то из членов семьи с речевыми проблемами, стресс ребенка и недостаточное общение семьи с ребенком.

Степени тяжелых нарушений речи

У детей выделяют четыре степени тяжелых нарушений речи:

  1. Первая степень ТНР характеризуется отсутствием речи, а звуки, которые ребенок издает, сопровождаются жестами и мимикой.
  2. Вторая степень означает, что речь ребенка не соответствует возрастной норме, а словарный запас состоит только из простых общеупотребимых слов.
  3. Ребенок с третьей степенью ТНР обладает развернутой фразовой речью, но в его речи присутствуют выраженные признаки недоразвития лексико-грамматического и фонетико-фонематического аспектов.
  4. При четвертой степени ТНР у ребенка также развернутая речь, но присутствуют элементы недостаточного развития языкового аппарата.

Самые распространенные виды ТНР

  1. Дизартрия – это нарушение речи, вызванное проблемами с речевым аппаратом. При дизартрии произношение звуков может быть неточным, замедленным или неразборчивым.
  2. Афазия – это нарушение способности говорить, понимать, читать или писать, вызванное повреждением части мозга. При афазии ребенок может иметь трудности в формулировании слов или понимании речи других людей.
  3. Общее недоразвитие речи – это замедление развития речи у детей, которое может проявляться в задержке речевого развития, недостатке словарного запаса или трудности в произношении звуков.
  4. Алалия моторная – это речевое нарушение, при котором ребенок не способен произносить слова и фразы из-за проблем с моторной координацией и контролем мышц речевого аппарата. При этом ребенок понимает речь, которую слышит.
  5. Алалия сенсорная – это речевое нарушение, при котором ребенок не понимает речь других людей и не может выражать свои мысли словесно. При этом у ребенка присутствует элементарный слух.
  6. Заикание – это нарушение речи, при котором человек повторяет звуки, слова или фразы, тянет звуки, делает паузы или испытывает трудности с началом или окончанием слов.
  7. Ринолалия – это нарушение речи, характеризующееся искажением произносимых звуков из-за неправильного прохождения воздуха через носовые проходы.

Особенности детей с ТНР

ФГОС дошкольного образования выделяет индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возможностей и потребностей как самый главный момент в работе с детьми с ТНР. При работе с детьми дошкольного возраста нужно учитывать, что у них очень быстро развивается речь, поэтому, чтобы начать лечение ТНР, важно выявить наличие речевых отклонений как можно раньше. Для диагностики ТНР используются различные методы: тестирование ребенка, анкетирование родителей, наблюдение за ребенком во время игр и анализ ошибок в его речи.

Еще один важный момент сопровождения детей с ТНР в ДОУ — дети с ТНР часто не уверены в себе, замкнуты и нерешительны, поэтому воспитателям и логопедам, работающим с детьми с ТНР дошкольного возраста, необходимо находить к каждому ребенку персональный подход, а также обеспечивать в ДОУ благоприятную атмосферу, которая будет способствовать развитию речи у детей с ТНР.

Обучение детей с ТНР требует от педагогов специальной подготовки и образования.

При работе со школьниками с ТНР педагогам важно обращать внимание не только на речевое развитие детей, но и на познавательное: обучение чтению, письму и математике. Педагогам нужно учитывать психологические особенности школьников с ТНР, способствовать развитию их уверенности в себе и обучать их навыкам коммуникации со сверстниками и взрослыми. Это поможет интеграции детей с ТНР в общество, а также позволит им достигнуть лучших результатов в учебе.

Учебный процесс в школах должен осуществляться в соответствии с ФГОС начального образования, который предусматривает комплексный подход к работе с детьми — коррекционную работу, психологическую поддержку и работу с родителями.

Методики развития речи у детей с ТНР

Развитие речи у детей с ТНР – это длительный процесс, требующий терпения, настойчивости и систематичности в работе. Одной из методик развития речи у детей с ТНР является логопедическая коррекция, которая включает в себя комплекс упражнений и занятий, направленных на улучшение произношения звуков, расширение словарного запаса и развитие грамматических навыков. Кроме того, в работе с детьми с ТНР широко применяются игровые методы и практические задания, направленные на формирование устной и письменной речи. Например, дети могут выполнять задания на составление стихотворений или небольших историй, а также играть в игры на образование звуков и слов.

Особое внимание уделяется развитию у детей с ТНР мелкой моторики, поскольку она непосредственно воздействует на речевые функции ребенка. Также в работе с детьми с ТНР логопеды применяют методику артикуляционной гимнастики, которая позволяет ребенку улучшить произношение звуков и развить моторику губ и языка. Для того, чтобы применение коррекционных методик было эффективным, необходим позитивный подход, поощрение успехов ребенка, а также создание условий для стимулирования ребенка к общению и раскрытия его творческого потенциала.

Как стать специалистом по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Для работы специалистом по работе с детьми тяжелыми нарушениями речи нужно пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации. Всем специалистам необходимо разбираться в психологических особенностях детей с ТНР, степенях ТНР, современных коррекционных методиках и уметь организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР.

➥ В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы с тяжелыми нарушениями речи у детей:

Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 100 руб
8 254 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ
210 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
9 200 руб
3 120 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.