Дефектология появилась не так давно — в XIX-XX веках. Именно тогда специалисты осознали необходимость развития людей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня появляется все больше специальных школ и детских садов, открываются центры развития, активно внедряется инклюзия. При этом дефектологов в стране не хватает, а количество детей с ОВЗ не уменьшается.
Стать востребованным специалистом и начать помогать дошкольникам с особыми потребностями — важная миссия. Но прежде стоит изучить особенности профессии. О них мы и расскажем в нашей статье.
Содержание статьи:
- Дефектолог — кто это и что делает в ДОУ
- Как строится работа дефектолога в детском саду
- Какие есть направления работы специалиста
- Какими личными и профессиональными качествами нужно обладать
- Как стать учителем-дефектологом
Дефектолог — кто это и что делает в ДОУ
Такой специалист относится к ряду педагогических работников. Он проводит коррекционную, развивающую и воспитательную деятельность с детьми с различными особенностями. Учитель-дефектолог помогает подопечным научиться полноценно жить со своими нарушениями и адаптироваться к жизни в обществе.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для такой деятельности. У малышей еще нет обязанностей по учебе, им интересно все новое, и они легко обучаются через игру. К тому же, перед поступлением в школу важно сформировать мотивацию к учебе и познавательную активность. В частности, этим занимаются дефектологи в ДОУ.
Они знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, помогают усвоить социальные правила и нормы.
Как строится работа дефектолога в детском саду
Сначала специалист обследует воспитанников, выявляет степень выраженности нарушений. Для этого он использует наблюдение и анализ. Учитель-дефектолог смотрит, как ребенок ведет себя, общается ли он с другими детьми, способен ли действовать по инструкции.
Затем педагог распределяет подопечных на группы, учитывая их образовательные потребности и личные возможности. Для определенных детей может потребоваться индивидуальная работа. Например, она наиболее комфортна и эффективна, если у ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра.
Опираясь на результаты своих наблюдений, специалист подбирает оптимальные методы и средства для коррекционной работы. Она включает в себя:
- развитие социальных и коммуникативных навыков, речи;
- формирование элементарных математических представлений;
- повышение познавательной активности;
- знакомство с предметами и их свойствами;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- ознакомление дошкольников с миром животных и растений, природных явлений и их взаимосвязей;
- приучение к самостоятельности.
Какие есть направления работы специалиста
Деятельность учителя-дефектолога не ограничивается работой с детьми. Рассмотрим остальные направления его деятельности.
Аналитическое
Педагогу важно отслеживать эффективность своей работы. Для этого специалист смотрит на результаты воспитанников и сравнивает их с исходными данными.
Просветительское
Это направление посвящено работе по информированию всех участников образовательного процесса и профилактике возникновения или ухудшения нарушений. Учитель-дефектолог консультирует воспитателей и родителей подопечных. Он может проводить собрания, давать рекомендации, проводить личные встречи и т. д.
Методическое
Этот блок нацелен на организацию деятельности педагога. Специалист ведет документацию, готовится к консилиумам и педсоветам, а также планирует участие в различных профессиональных мероприятиях.
Какими личными и профессиональными качествами нужно обладать
Работать с детьми смогут не все, а с детьми с особенностями развития — тем более. Будущему специалисту понадобятся терпение, умение нести ответственность, эмпатичность. Также важны доброжелательность, дружелюбие, тактичность, наблюдательность, коммуникабельность, желание помогать.
Педагогу придется много общаться, причем не только с детьми, но и с множеством других людей — коллегами, руководством, родителями. Поэтому важно обладать грамотной речью, уметь понятно доносить свои мысли, убеждать в необходимости тех или иных решений и в целом владеть развитыми коммуникативными навыками.
Среди других профессиональных качеств можно выделить умение быстро реагировать и принимать решения, самостоятельность организаторские способности, психологическую устойчивость.
Как стать учителем-дефектологом
Чтобы войти в профессию, нужно получить профильное образование. Это возможно в вузах, где есть специальности в области дефектологии.
Можно сэкономить несколько лет и пройти профильную программу профпереподготовки. Такой вариант подойдет в случае, если у вас уже есть высшее образование по направлениям педагогики или психологии. Тогда стать учителем-дефектологом можно за полгода.
Такой срок нужен, чтобы обучиться на программе «Специальное (дефектологическое) образование», которая реализуется в АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения».
В Академии можно освоить новую профессию не выходя из дома. В этом помогает дистанционный формат обучения, который уже оценили свыше 11 тысяч выпускников по всей стране.
В программу входит 11 дисциплин, на которых вы изучите основы педагогики, психологии, анатомии, принципы инклюзивного образования, а также все, что касается нарушений и работы с детьми с ОВЗ.
Десятки практических заданий помогут подготовиться к будущей деятельности и вступить в профессию с личными наработками. Также в начале карьерного пути вы сможете использовать методические материалы, которые останутся у вас после курса.
Обучение закончится итоговым тестом, а после вы получите диплом о профпереподготовке. С ним вы сможете официально работать учителем-дефектологом в детском саду, школе и других организациях.