Запуск речи нужен детям, которые не начали издавать звуки или разговаривать в возрасте, когда это обычно происходит. В статье рассказываем о нормах речевого развития у детей разного возраста, методиках, которые используют логопеды, чтобы запустить речь у детей, и о том, где обучают на специалистов по запуску речи.
Содержание статьи:
- Нормы речевого развития детей
- Как определить, что ребенку требуется запуск речи?
- С помощью каких методик логопед запускает речь?
- Где обучают специалистов по запуску речи у неговорящих детей?
Нормы речевого развития детей:
- Первый этап — в 2–3 месяца ребенок издает звуки, использует жесты и мимику.
- Второй этап — в 6 месяцев ребенок произносит и повторяет за другими слоги.
- Третий этап — в 1 год ребенок произносит простые слова: «мама», «дай».
- Четвертый этап — в 1,5–2 года ребенок сочетает слова, чтобы выразить свои желания, например, «дай мишку», «моя кукла».
- Пятый этап — в 2–3 года ребенок говорит длинными фразами и простыми предложениями.
- Шестой этап — в 3–4 года ребенок может формулировать длинные предложения и рассказывать небольшие истории.
Важно понимать, что все дети растут по-разному и у каждого ребенка есть свои особенности, которые могут влиять на его речевое развитие. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок начал издавать звуки или говорить немного позже, чем положено. Но если отклонение от норм довольно сильное — стоит обратиться за диагностикой к специалисту.
Как определить, что ребенку требуется запуск речи?
Решая, необходим ли ребенку запуск речи, нужно ориентироваться не только на приведенные выше нормы речевого развития, но и на то, как он взаимодействует с близкими и ровесниками, понимает ли обращенные к нему вопросы и как реагирует на различные звуки.
Важно как можно раньше заметить отклонения в речевом развитии ребенка, чтобы минимизировать проблемы с речью в будущем.
С большой долей вероятности ребенку потребуется запуск речи, если он:
- в 2 месяца редко издает звуки и не кричит;
- в 6 месяцев не обращает внимания на звуки, не повторяет их и не улыбается;
- в 7–8 месяцев не реагирует на голоса близких;
- в 10 месяцев не лепечет;
- в 2 года не понимает обращенные к нему вопросы, не говорит, или в его словарном запасе всего 10–20 слов;
- в 3 года почти не разговаривает, использует около 50 слов, а его речь трудно разобрать.
Основные этапы запуска речи у детей логопедом
- Установление контакта с ребенком и определение видов активностей, которые ему нравятся.
- Проведение различных игр с ребенком и поощрение его за речевые реакции.
- Развитие у ребенка двигательного подражания и проведение игр, которые требуют речевого сопровождения, чтобы вызвать у ребенка речевую реакцию.
- Развитие понимания речи с помощью вопросов о предметах и чтения сказок, вызывающих эмоциональную реакцию.
- Обучение ребенка правильному произношению звуков и слогов.
- Обучение ребенка произношению слов и увеличение его словарного запаса.
С помощью каких методик логопед запускает речь?
Методики, которые использует логопед, зависят от возраста ребенка.
Например, в работе с детьми двух лет логопеды основное внимание уделяют артикуляционной гимнастике — специальным упражнениям, которые позволяют развить мышцы лица, отвечающие за речевую функцию. Часто такая гимнастика состоит из упражнений, когда ребенку нужно улыбаться, скалиться, делать губы трубочкой и даже надувать мыльные пузыри.
Один из самых популярных подходов при работе с неговорящими детьми — игровой, именно с его помощью прощего всего завладеть вниманием ребенка и помочь ему произнести тот или иной звук. Логопеды используют игры, в которых стимулируется произнесение ребенком звуков. Например, такие, где нужно изобразить падение со звуком «бух», «бах» и так далее.
Другая распространенная методика — визуальный подход, когда в работе с ребенком используют карточки с картинками и кубики с буквами. Они помогают ребенку запоминать слова и устанавливать ассоциации между предметами, изображениями и буквами.
На занятиях с детьми 2–3 лет логопеды используют методики, направленные на развитие речи и увеличение словарного запаса. Например, моделирование речи. Суть этой методики в следующем: логопед указывает ребенку на предмет, ребенок называет его, а логопед «расширяет» то, что сказал ребенок. «Машинка», — произносит ребенок. «Да, большая красная машинка», — добавляет логопед. Таким образом у ребенка устанавливаются ассоциации между предметом и его характеристиками, и он запоминает новые слова.
Логопеды также используют методику повторения и подражания. Ребенка мотивируют повторять различные звуки, например, подражать звукам животных или птиц. Произнесение различных звуков помогает развить речь ребенка.
Важным моментом при запуске речи у неговорящих детей является использование жестов и мимики, так как такой способ коммуникации помогает детям, которые испытывают сложности с произношением слов, выражать свои мысли и желания.
Еще одна методика, которую используют логопеды, — дыхательная гимнастика. Занятия очень важны для укрепления дыхательных органов ребенка, что, в свою очередь, способствует формированию у него четкой и внятной речи.
При выборе методик для запуска речи логопеды ориентируются на индивидуальные особенности конкретного ребенка, ведь кому-то могут нравиться занятия с кубиками, а кому-то — с карточками, кто-то с удовольствием будет повторять звуки животных, а кому-то это будет не очень интересно.
Где обучают специалистов по запуску речи у неговорящих детей?
Если вы хотите стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей, вы можете пройти курсы повышения квалификации. Чтобы заниматься запуском речи, специалисту необходимо понимать особенности развития безречевых детей, знать, какие методики и технологии применяются для формирования языковой системы у неговорящих детей, а также уметь находить способы коммуникации с ребенком.
➥ В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы специалистом по запуску речи у неговорящих детей: