В статье рассказали о специфике работы логопеда со взрослыми: в чем состоит отличие от работы с детьми, с какими нарушениями у взрослых логопеды работают чаще всего и с чего начать будущему специалисту по работе со взрослыми.
Содержание статьи:
- Отличия в логопедической работе со взрослыми
- Наиболее распространенные речевые отклонения у взрослых
- Как стать медицинским логопедом по работе со взрослыми?
Работа логопеда начинается с детального анализа речевого развития клиента. Он проводит специальные тесты, чтобы определить характер и степень нарушений. Затем, основываясь на результатах тестов и наблюдениях за клиентом, логопед разрабатывает индивидуальную программу коррекции, которая будет нацелена на устранение выявленных речевых проблем.
В процессе работы логопед использует различные методики и техники для восстановления или улучшения речи клиента. Он может проводить занятия по артикуляционной гимнастике, давать упражнения на правильное дыхание и голосообразование, а также развивать словарный запас клиента с помощью использования современных программ и приложений.
Работа логопеда не ограничивается только сессиями с клиентами. Логопеду часто приходиться взаимодействовать с родителями и близкими, психологами и врачами, так как это бывает необходимо для более комплексного подхода к коррекции речи.
Профессия логопеда требует не только специализированных знания и навыков в области речи и коммуникации, но и эмпатии, терпения и творческого подхода. Логопед должен быть готов адаптировать свою работу под индивидуальные потребности каждого клиента с учетом его возраста и особенностей развития.
Отличия в логопедической работе со взрослыми
Логопедическая работа с взрослыми и детьми имеет отличия, которые напрямую связаны с возрастными особенностями и потребностями этих категорий клиентов:
- Задачи логопедической работы
Логопедическая помощь детям состоит в развитии речи, исправлении звукопроизношения, улучшении коммуникативных навыков и развитии речевых функций. Работа логопеда со взрослыми направлена исправление дефектов звукообразования и развитие речи после травмы, инсульта и других заболеваний.
- Методики работы
В работе с детьми применяются игровые методики, развивающие упражнения и другие виды заданий, которые способствуют активному участию ребенка в занятиях. В работе со взрослыми логопед может использовать различные техники, например, артикуляционную гимнастику, упражнения на восстановления речи, чтение и аудирование, а также задания на развитие памяти и внимания.
- Психологический аспект
Работая со взрослыми клиентами, логопеду нужно учитывать их психологические особенности, связанные, в том числе, с наличием у них речевого нарушения. Взрослые клиенты могут болезненно воспринимать речевое отклонение и стесняться своих проблем с речью. Логопеду важно уметь адаптировать методики и подходы к каждому клиенту, чтобы занятия проходили наиболее комфортным для них образом.
- Выбор упражнений
Логопедическая работа с детьми требует более простой и доступной формы проведения занятий, использования игровых элементов и визуальных материалов. Взрослым клиентам не подойдут те же упражнения и игры, с помощью которых логопед работает с детьми, им нужны более серьезные и интеллектуальные задания.
- Давность появления отклонения
При осуществлении коррекционной работы со взрослыми логопедам важно учитывать, насколько давно появилось речевое отклонение. В случае работы с клиентом на острой стадии ключевая задача логопеда — стимулировать взрослого использовать любые доступные средства коммуникации, а уже после завершения острой стадии логопед проводит восстановительное обучение, благодаря которому речевые навыки постепенно улучшаются.
Наиболее распространенные речевые отклонения у взрослых
Чаще всего в работе со взрослыми логопед сталкивается со следующими нарушениями:
- Афазия – нарушение способности понимать и использовать язык, которое обычно вызывается повреждением левого полушария головного мозга. Афазия может проявляться в различных формах, например, в потери способности произносить слова, понимать речь или выражать свои мысли письменно или устно.
- Дизартрия – это нарушение артикуляции речи, вызванное повреждением нервной системы, например, инсультом или травмой головы. Дизартрия может приводить к затруднениям в произношении звуков, управлении голосом, скорости и плавности речи.
- Дисфония — это нарушение голосовой функции, симптомами которого могут быть осиплость, хрипота, гнусавость, легкая утомляемость голосовых связок и полная потеря голоса.
- Дисфагия — это расстройство функции глотания, при котором у человека появляются проблемы с глотанием жидкости, пищи и слюны, также при этом нарушении может возникнуть повышенное слюноотделение, осипнуть голос и першить горло.
Как стать медицинским логопедом по работе со взрослыми?
Первым делом необходимо определиться с местом учебы. Есть несколько вариантов, где можно выучиться на логопеда по работе со взрослыми. Первый вариант – можно закончить педагогический институт или университет по направлению «Логопедия» или «Дефектология». Однако, выбирая этот вариант, стоит учитывать, что обучение займет не менее 5 лет, поэтому сменить профессию в короткий срок не получится.
Для тех, у кого уже есть высшее или среднее специальное образование, существует более быстрый вариант, который занимает около года – можно пройти специализированные курсы профессиональной переподготовки для логопедов.
Задумались о том, чтобы сменить специальность и стать логопедом по работе со взрослыми? Выучиться на логопеда для взрослых можно на курсах профессиональной переподготовки «Логопедия и медицинская логопедия. Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации и речевая реабилитация взрослых с присвоением квалификаций “Учитель-логопед” и “Медицинский логопед”». Длительность программы составляет 12 месяцев, а все обучение осуществляется в дистанционном формате, поэтому для того, чтобы стать логопедом, вам не понадобится уходить с текущего места работы или брать отпуск. Доступ к программе предоставляется круглосуточно, лекции и домашние задания можно слушать и выполнять в любое комфортное для вас время.
В программе, разработанной экспертами Академии, сделан упор на практику, чтобы вы смогли начать работать сразу после окончания учебы на курсе.
➥ Завершив обучение, вы получите диплом о профессиональной переподготовке, который принимается работодателями на всей территории Российской Федерации и стран СНГ. Программа полностью соответствует обновленному профстандарту: