Логоритмика — это процесс использования различных техник и методик для помощи детям с задержкой в развитии речи.
Цели логоритмики:
- Коррекция звукопроизношения
Одна из главных целей логоритмики – коррекция звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Логоритмические упражнения и игры помогают укреплять артикуляционные органы (язык, губы, мягкое нёбо) и учат детей правильному произношению звуков.
- Развитие логического мышления
Логические игры, головоломки и задания помогают детям развивать умение анализировать услышанные звуки, распознавать их в словах, а также формировать правильные связи между звуками и буквами.
- Обогащение словарного запаса:
Выполняя задания и упражнения, дети учатся распознавать и употреблять различные звуки и слова и тем самым развивают свои лексические навыки.
4. Повышение коммуникативных умений
Через игры и задания дети учатся общаться, выражать свои мысли, адаптировать свою речь к различным ситуациям, а также развивают навыки восприятия и понимания речи окружающих.
- Повышение самооценки и мотивации
При применении методов логоритмики логопеды и дефектологи создают поддерживающую атмосферу, где дети могут постепенно преодолевают трудности с произношением. Прогресс в речевом развитии и поддержка помогают детям повысить самооценку, мотивацию и уверенность в себе.
Когда применяют логоритмику?
Логоритмика полезна для всех детей дошкольного возраста (1-7 лет). Эффективнее всего применять логоритмику в период формирования речи у ребенка, то есть в 2,5-4 года. Но особенно важно ее использовать для занятий с детьми, у которых наблюдаются следующие признаки, означающие необходимость проведения коррекционной работы:
- заикание или наследственная предрасположенность к нему;
- врожденные аномалии развития речевого аппарата («заячья губа», «волчья пасть»);
- слишком быстрая или, наоборот, замедленная речь;
- повышенная стеснительность или чрезмерная замкнутость;
- проблемы с моторикой, нарушения координации движений;
- дизартрия.
Запуск речи у неговорящих детей: что это и когда применяется
Методы логоритмики
На занятиях по логоритмике используют различные методы и подходы для развития речевых навыков у детей с нарушениями звукопроизношения, например:
- Артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика – методы, которые состоят из специальных упражнений, направленных на укрепление артикуляционных органов и улучшения дикции.
- Фонематический подход – этот метод основан на работе с фонемами, которые являются минимальными звуковыми единицами речи. Детям предлагается распознавать и различать звуки, а также их способы образования в словах.
- Логические игры и задания – этот метод предполагает использование логических игр, головоломок и заданий, способствующих развитию логического мышления и навыков анализа звуков и слов. Это могут быть различные задания, например, на классификацию звуков, составление слов и распознавание рифм.
- Моделирование и имитация – этот метод заключается в том, что логопед показывает ребенку, как правильно произносить звуки и слова, а затем просит его повторить за ним. Такой метод дает возможность ребенку наблюдать и имитировать правильную артикуляцию и звукопроизношение.
- Пальчиковая гимнастика – метод, который направлен на развитие мелкой моторики, слуха и речевой памяти. Заключается в разучивании стихов или песен, которые сопровождаются жестикуляцией.
- Занятия по развитию словарного запаса – упражнения по сочинению историй, благодаря которым ребенок узнает новые слова и учится использовать уже известные.
- Контекстуальное использование – обучение ребенка использованию речи в различных ситуациях. Это упражнения, с помощью которых дети учатся правильно использовать слова в конкретных ситуациях.
- Упражнения на развитие мимики – эти упражнения способствуют четкости дикции ребенка и укрепляют артикуляционные мышцы.
Стоит отметить, что в занятиях по логоритмике очень важен индивидуальный подход, ведь каждый ребенок развивается по-разному, имеет разные речевые нарушения и психологические особенности.
Какое образование нужно для работы специалистом по логоритмике
У специалистов по логоритмике должно быть профильное образование — высшее или профпереподготовка. Логопеду нужно понимать особенности психомоторного развития детей, уметь проводить диагностику на логоритмических занятиях и применять современные методики логоритмики в работе с детьми, у которых присутствуют различные речевые нарушения.
➥ В АДПО вы можете выучиться на специалиста по логоритмике на онлайн-курсах: