Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Запуск речи у неговорящих детей: что это и когда применяется

Запуск речи у неговорящих детей — это процесс использования различных техник и методик для помощи детям с задержкой в развитии речи.

Содержание статьи:

Запуск речи у неговорящих детей: что это и когда применяется

Этапы развития речи у детей

Запуск речи применяют для стимуляции и развития коммуникативных навыков у детей, если их речь не соответствует нормам или они вообще не разговаривают.

Развитие речи у детей происходит постепенно и состоит из нескольких ключевых этапов:

  1. Предречевой период: в 2-3 месяца младенцы начинают издавать звуки и кричать. Также в этом возрасте младенцы начинают реагировать на звуки, которые их окружают, использовать жесты и мимику.
  2. Период начального произношения звуков: в возрасте около 6 месяцев дети начинают издавать разнообразные звуки и повторять их, например, «гы-гы», «ля-ля», «на-на». Это первые шаги в формировании речи.
  3. Период односложных слов: в возрасте около 12 месяцев дети начинают произносить отдельные слова. Обычно это простые слова, которые обозначают предметы или близких людей, например, «мама», «папа», «молоко». В этот период ребенок начинает понимать больше слов, чем еще может сам произнести.
  4. Период двусложных слов и фраз: в возрасте около 1,5-2 лет дети начинают комбинировать слова (обычно 2), чтобы выразить свои потребности и желания. Например, «моя кукла», «большая машина». В этот период словарный запас ребенка активно расширяется, и он начинает использовать более сложные фразы.
  5. Период грамматического развития: В возрасте около 2-3 лет дети начинают использовать еще более сложные грамматические конструкции, множественное число, падежи. Дети начинают задавать вопросы и использовать при формулировке своих мыслей предлоги и союзы.
  6. Развитие словарного запаса и связной речи: после 3-4 лет дети продолжают расширять свой словарный запас, навыки их связной речи улучшаются. Они начинают говорить сложными предложениями, рассказывать истории и выражать свои мысли и чувства более точно.

Нужно понимать, что перечисленные этапы развития речи — это общие ориентиры, и каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Некоторые дети проходят перечисленные этапы раньше, а некоторые — позже. Важную роль в поддержке развития речи ребенка играют взрослые, которые его окружают, поэтому взрослым стоит создавать стимулирующую речевую среду: общаться с ребенком, читать ему книги, пояснять названия предметов, объяснять различные природные явления, а также поощрять его стремление к коммуникации и задавать вопросы. Регулярное общение и внимание к потребностям ребенка помогут ему успешно пройти все этапы развития речи и научиться говорить четко и грамотно.

Как определяют, что речь необходимо«запускать»?

Если у ребенка наблюдается несколько из ниже приведенных признаков, то стоит обратиться к специалисту (логопеду, дефектологу), чтобы он провел более детальную оценку речевых навыков ребенка и дал рекомендации по развитию и запуску речи:

1. Отсутствие речи или ее ограниченность

    Если ребенок не говорит в соответствии с его возрастными нормами, это может быть признаком задержки в развитии речи. Стоит обратить внимание, если ребенок:

    • в возрасте 2 месяцев почти не издает звуки и не кричит;
    • в возрасте 6 месяцев не обращает внимание на звуки вокруг, не улыбается и не произносит повторяющиеся слоги;
    • в возрасте 7-8 месяцев не обращает внимание на голоса родителей;
    • в возрасте 10 месяцев не лепечет;
    • в возрасте 2 лет не понимает обращений к нему и простые вопросы, использует 10-20 слов, но произносит их неразборчиво;
    • в возрасте 3 лет почти не говорит, не может формулировать простые предложения, знает около 50 слов, у него труднопонимаемая речь.

    2. Ограниченный словарный запас

      Если у ребенка небольшой словарный запас, и он плохо запоминает новые слова, это значит, что нужно помочь ему в развитии его лексических навыков.

      3. Трудности в понимании речи

        Если ребенок с трудом понимает простые просьбы или не реагирует на речь окружающих, это может быть сигналом, что у него проблемы с развитием слухового восприятия или речевым аппаратом.

        4. Отсутствие коммуникативных навыков

          Если ребенок не пытается устанавливать контакт с окружающими, не использует жесты или другие способы коммуникации для выражения своих потребностей и желаний, то это может свидетельствовать о недостатке у него коммуникативных навыков.

          5. Социальные и поведенческие сигналы

            Если ребенок испытывает повышенную тревожность и трудности при взаимодействии с другими детьми и взрослыми – у него наблюдаются проблемы с коммуникацией, то это также может быть признаком необходимости запуска речи логопедом или дефектологом.

            Почему важно обращаться к специалисту

            Для решения проблем с речью у ребенка важно обратиться к логопеду или дефектологу, и вот почему:

            1. Специалист определит причины задержки речевого развития у ребенка

            Диагностика логопедом или дефектологом поможет выявить причины отсутствия или ограниченность речи у ребенка. Причиной могут быть, например, проблемы нарушения слуха, перенесенные заболевания.

            2. Планирование индивидуальной программы терапии

            Диагностика позволит специалисту понять уровень развития ребенка и его индивидуальные потребности. Только так специалист сможет разработать индивидуальную программу речевой терапии, адаптированную к конкретным особенностям ребенка.

            3. Мониторинг прогресса и оценка эффективности

            Диагностика даст возможность специалисту отслеживать прогресс ребенка во время логопедического запуска речи. Это поможет регулировать программу занятий и вносить корректировки в зависимости от потребностей и прогресса ребенка.

            4. Советы и поддержка родителей

            Диагностика нужна и для того, чтобы специалист мог разъяснить родителям причины задержки речевого развития у ребенка, а также дать советы и индивидуальные рекомендации, как они могут поддерживать и стимулировать развитие речи своего ребенка.

            Методики запуска речи у неговорящих детей

            Есть разные методики, которые логопеды и дефектологи используют для запуска речи у ребенка:

            1. Игровой подход

            Для стимуляции речевого развития у детей эффективны игры, которые требуют от ребенка обратной реакции, способствуют использованию слов и фраз, развитию коммуникативных навыков.

            1. Использование визуальных средств

            Использование карточек с картинками, кубиков с буквами или магнитных досок помогает ребенку связывать слова с конкретными предметами и лучше запоминать новые слова.

            1. Моделирование речи

            Эта методика заключается в том, чтобы повторять ребенку произнесенные им слова и фразы и предлагать ему варианты более сложных конструкций. Например, если ребенок говорит «кот», ему отвечают: «Да, это большой черный кот».

            1. Повторение и подражание

            Повторение – важный компонент развития речи у детей. Подражание и повторение слов и фраз помогает ребенку укрепить связь между звуками, которые он произносит или слышит, и их значениями.

            1. Использование жестов и мимики

            Жесты и мимика – полезный способ коммуникации, особенно, когда ребенок еще не владеет достаточным словарным запасом или произношением.

            1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

            Гимнастику и упражнения используют, чтобы укрепить речевой аппарат ребенка и улучшить произношение звуков.

            1. Использование коммуникативных технологий

            Когда ребенок имеет серьезные проблемы с речью, используют коммуникативные технологии, например, альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АСК). АСК — это специальные устройства, программы или приложения, которые помогают ребенку выражать свои мысли и желания с помощью символов, изображений или звуков, даже если он не может произносить слова самостоятельно.

            Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Логопеды и дефектологи помогают выбрать подходящие методики и разработать индивидуальный план занятий по запуску речи для неговорящих детей с учетом их персональных особенностей.

            Какое образование нужно для работы специалистом по запуску речи у неговорящих детей

            У специалистов по запуску речи у неговорящих детей должно быть профильное образование — высшее или профпереподготовка. Логопеду или дефектологу нужно понимать особенности развития неговорящих детей и причины их безречия, уметь определять виды речевых нарушений и применять современные методики при работе с неговорящими детьми.

            ➥  В АДПО вы можете выучиться на специалиста по запуску речи у неговорящих детей на онлайн-курсах:

            Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы
            108 часов / 1.5 мес.
            Дисциплины: Специальные
            Подходит для действующих специалистов
            9 360 руб
            6 240 руб
            Оставить заявку
            Заявка на обучение или консультацию
            Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
            Спасибо за заявку!
            Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

            Заявка на обучение или консультацию
            Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

            Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

            Задать вопрос
            Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
            Спасибо за заявку!
            Мы свяжемся с вами в ближайшее время.