Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
  • Главная
  • Cтатьи
  • Нейропсихология — игры и упражнения для детей разных возрастов

Нейропсихология — игры и упражнения для детей разных возрастов

Нейропсихология — относительно новое направление в клинической психологии, изучающее работу мозга и ее связь с психическими процессами (восприятие, внимание, память, эмоции и другое). С помощью специальных упражнений нейропсихолог помогает ребенку преодолеть определенные нарушения в развитии. Занятия эффективны при проблемах с речью, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержке психического развития, проблемах с памятью. Также упражнения показывают хороший результат, когда необходимо повысить уровень стрессоустойчивости ребенка и простимулировать умственную деятельность.

Содержание статьи:

Виды нейропсихологических упражнений

По направлению работы упражнения нейропсихолога для детей бывают профилактическими, психокоррекционными, реабилитационными, общеразвивающими и развивающими конкретный психический процесс, например, речь, внимание или память. В этой статье мы подробнее разберем подвиды последнего типа — упражнения и игры для развития отдельных процессов.

Существует 5 основных видов нейропсихологических упражнений локальной направленности:

  • Двигательные — помогают ребенку лучше освоить координацию, понимать свое тело и хорошо управлять им.
  • Артикуляционные — эффективны при задержке речевого развития.
  • Упражнения на развитие познавательной сферы — предназначены для улучшения памяти, внимания, формирования логического мышления, общего расширения кругозора.
  • Дыхательные упражнения — благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
  • Глазодвигательные упражнения — нужны для тренировки межполушарного взаимодействия, повышения концентрации при учебе.

Разберем для примера несколько конкретных техник.

Нейропсихология — упражнения для детей дошкольного возраста

Первые нейропсихологические занятия можно проводить с 3–4 лет. Основные показания: нарушения в познавательной деятельности и речевом развитии, задержка психического развития.

Примеры игр и упражнений нейропсихолога для детей 3–4 лет

Двигательное упражнение «Замри и отомри». Ребенок двигается под музыку, при команде «Замри» — останавливается, при команде «Отомри» — возобновляет движения.

«Касания уха и носа». Ребенок берется одной рукой за противоположную мочку уха (левой рукой за правую мочку, и наоборот), другой рукой держится за нос. По команде меняет руки местами.

Дыхательное упражнение «Понюхай цветок». Взрослый дает ребенку цветок (настоящий или муляж) и предлагает понюхать цветок, изо всех сил втянув воздух носом, и не открывая при этом рот. Выдохнуть ребенок должен ртом.

«Зевок». Упражнение, помогающее расслабиться и привести в порядок эмоциональную сферу, выполняется так: ребенок закрывает глаза, широко открывает рот, складывает губы так, как будто собирается произнести звук «У». По команде взрослого ребенок зевает, одновременно потягиваясь.

Примеры игр и упражнений нейропсихолога для детей 4–5 лет

Двигательное упражнение «С реки на берег», направленное на формирование умения переключаться. На полу обозначается граница, например, с помощью веревки. Взрослый объясняет ребенку, что с одной стороны границы находится «река», с другой стороны — «берег». Услышав команды «Река!» и «Берег!», ребенок должен переместиться на соответствующую сторону. Когда ребенок хорошо поймет суть игры, взрослый может давать непоследовательные команды, несколько раз подряд повторяя одну и ту же команду.

Упражнение «Чего не хватает?» для совершенствования внимания и памяти. Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов, затем просит ребенка отвернуться и убирает один предмет. Ребенок должен определить, какой предмет исчез. Со временем количество предметов можно увеличивать.

Упражнения из пальчиковой гимнастики, эффективные при задержке речевого развития. Можно начать с самых простых пальчиковых упражнений: складывать пальцами колечки, показывать простые фигурки («коза», «класс», «рок» и другие).

Примеры игр и упражнений нейропсихолога для детей 6–7 лет

Упражнение «Покажи, как это сделать» для развития познавательных навыков. Взрослый готовит карточки с разными заданиями, например, «Одеться на прогулку», «Помыть посуду», «Сделать бутерброд». Ребенок должен знать, как выполняются все задания. Из подготовленных карточек ребенок выбирает одну и в деталях рассказывает взрослому, как выполнить задание. Как будто сам взрослый не знает, как оно выполняется, и ребенок учит его.

«Перекрестные шаги». Двигательное упражнение для активации работы мозга. Ребенок стоит с согнутыми под прямым углом локтями. По команде поочередно поднимает ноги, касаясь левым коленом правого локтя, и наоборот.

Упражнение «Найди лишнее», развивающее память и внимание. Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов (или показывает их на картинке) и просит найти предмет, отличающийся от остальных по какому-либо признаку.

Нейропсихологические упражнения для школьников

В школьном возрасте пора подключать глазодвигательные упражнения из нейропсихологии для детей, которые помогут сконцентрироваться на учебном процессе. Например, такие игры:

  • «Следим за карандашом-1». Взрослый берет карандаш, держит его перед глазами ребенка на расстоянии вытянутой руки и перемещает по следующей траектории: вправо → влево → к переносице ребенка → на исходную позицию. Ребенок должен следить взглядом за всеми движениями карандаша.
  • «Следим за карандашом-2». Упражнение выполняется так же, как предыдущее, но добавляется один элемент: во время движения карандаша ребенок удерживает язык на нижней губе, а когда взрослый приблизит карандаш к переносице ребенка, он должен сразу же убрать язык и закрыть рот.
  • «Следим за карандашом-3». Выполняется как упражнение «Следим за карандашом-1» с добавлением одного элемента: ребенок поворачивает не только глаза, но и язык в ту сторону, в которую двигается карандаш.

Пример двигательного упражнения нейропсихолога для детей 7 лет: «Рисуем в воздухе». Ребенок стоит или сидит и «рисует» перед собой в воздухе обеими руками. Изображать можно любые фигуры, руки должны двигаться зеркально. Также можно «рисовать» не руками, а ногами.

Пример упражнения нейропсихолога для детей 8 лет и старше на развитие познавательной сферы: «Угадай». Взрослый выбирает одну карточку из тематического набора (например, с изображениями животных, транспорта или что-то другое). Ребенок должен догадаться, что изображено на карточке, задавая взрослому вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Пример упражнения нейропсихолога для детей 10 лет и старше, укрепляющее межполушарные связи: «Рисование в две руки». Ребенок берет лист бумаги, мысленно делит его на две примерно одинаковые части и рисует обеими руками одновременно. Рисунки должны получиться зеркальными и по возможности симметричными.

Результат от нейропсихологических упражнений редко заметен сразу, но при регулярных занятиях эффект обязательно будет. Дошкольники, выполняющие упражнения по нейропсихологии, начинают лучше говорить, у школьников улучшаются показатели в учебе, подростки становятся более уравновешенными.

Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Учитель-дефектолог» с дополнительной специализацией в области детской нейропсихологии
1340 часов / 8 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
71 730 руб
53 130 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.