Нейропсихология — относительно новое направление в клинической психологии, изучающее работу мозга и ее связь с психическими процессами (восприятие, внимание, память, эмоции и другое). С помощью специальных упражнений нейропсихолог помогает ребенку преодолеть определенные нарушения в развитии. Занятия эффективны при проблемах с речью, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержке психического развития, проблемах с памятью. Также упражнения показывают хороший результат, когда необходимо повысить уровень стрессоустойчивости ребенка и простимулировать умственную деятельность.
Содержание статьи:
- Виды нейропсихологических упражнений
- Нейропсихология: упражнения для детей дошкольного возраста
- Нейропсихологические упражнения для школьников
Виды нейропсихологических упражнений
По направлению работы упражнения нейропсихолога для детей бывают профилактическими, психокоррекционными, реабилитационными, общеразвивающими и развивающими конкретный психический процесс, например, речь, внимание или память. В этой статье мы подробнее разберем подвиды последнего типа — упражнения и игры для развития отдельных процессов.
Существует 5 основных видов нейропсихологических упражнений локальной направленности:
- Двигательные — помогают ребенку лучше освоить координацию, понимать свое тело и хорошо управлять им.
- Артикуляционные — эффективны при задержке речевого развития.
- Упражнения на развитие познавательной сферы — предназначены для улучшения памяти, внимания, формирования логического мышления, общего расширения кругозора.
- Дыхательные упражнения — благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
- Глазодвигательные упражнения — нужны для тренировки межполушарного взаимодействия, повышения концентрации при учебе.
Разберем для примера несколько конкретных техник.
Нейропсихология — упражнения для детей дошкольного возраста
Первые нейропсихологические занятия можно проводить с 3–4 лет. Основные показания: нарушения в познавательной деятельности и речевом развитии, задержка психического развития.
Примеры игр и упражнений нейропсихолога для детей 3–4 лет
Двигательное упражнение «Замри и отомри». Ребенок двигается под музыку, при команде «Замри» — останавливается, при команде «Отомри» — возобновляет движения.
«Касания уха и носа». Ребенок берется одной рукой за противоположную мочку уха (левой рукой за правую мочку, и наоборот), другой рукой держится за нос. По команде меняет руки местами.
Дыхательное упражнение «Понюхай цветок». Взрослый дает ребенку цветок (настоящий или муляж) и предлагает понюхать цветок, изо всех сил втянув воздух носом, и не открывая при этом рот. Выдохнуть ребенок должен ртом.
«Зевок». Упражнение, помогающее расслабиться и привести в порядок эмоциональную сферу, выполняется так: ребенок закрывает глаза, широко открывает рот, складывает губы так, как будто собирается произнести звук «У». По команде взрослого ребенок зевает, одновременно потягиваясь.
Примеры игр и упражнений нейропсихолога для детей 4–5 лет
Двигательное упражнение «С реки на берег», направленное на формирование умения переключаться. На полу обозначается граница, например, с помощью веревки. Взрослый объясняет ребенку, что с одной стороны границы находится «река», с другой стороны — «берег». Услышав команды «Река!» и «Берег!», ребенок должен переместиться на соответствующую сторону. Когда ребенок хорошо поймет суть игры, взрослый может давать непоследовательные команды, несколько раз подряд повторяя одну и ту же команду.
Упражнение «Чего не хватает?» для совершенствования внимания и памяти. Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов, затем просит ребенка отвернуться и убирает один предмет. Ребенок должен определить, какой предмет исчез. Со временем количество предметов можно увеличивать.
Упражнения из пальчиковой гимнастики, эффективные при задержке речевого развития. Можно начать с самых простых пальчиковых упражнений: складывать пальцами колечки, показывать простые фигурки («коза», «класс», «рок» и другие).
Примеры игр и упражнений нейропсихолога для детей 6–7 лет
Упражнение «Покажи, как это сделать» для развития познавательных навыков. Взрослый готовит карточки с разными заданиями, например, «Одеться на прогулку», «Помыть посуду», «Сделать бутерброд». Ребенок должен знать, как выполняются все задания. Из подготовленных карточек ребенок выбирает одну и в деталях рассказывает взрослому, как выполнить задание. Как будто сам взрослый не знает, как оно выполняется, и ребенок учит его.
«Перекрестные шаги». Двигательное упражнение для активации работы мозга. Ребенок стоит с согнутыми под прямым углом локтями. По команде поочередно поднимает ноги, касаясь левым коленом правого локтя, и наоборот.
Упражнение «Найди лишнее», развивающее память и внимание. Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов (или показывает их на картинке) и просит найти предмет, отличающийся от остальных по какому-либо признаку.
Нейропсихологические упражнения для школьников
В школьном возрасте пора подключать глазодвигательные упражнения из нейропсихологии для детей, которые помогут сконцентрироваться на учебном процессе. Например, такие игры:
- «Следим за карандашом-1». Взрослый берет карандаш, держит его перед глазами ребенка на расстоянии вытянутой руки и перемещает по следующей траектории: вправо → влево → к переносице ребенка → на исходную позицию. Ребенок должен следить взглядом за всеми движениями карандаша.
- «Следим за карандашом-2». Упражнение выполняется так же, как предыдущее, но добавляется один элемент: во время движения карандаша ребенок удерживает язык на нижней губе, а когда взрослый приблизит карандаш к переносице ребенка, он должен сразу же убрать язык и закрыть рот.
- «Следим за карандашом-3». Выполняется как упражнение «Следим за карандашом-1» с добавлением одного элемента: ребенок поворачивает не только глаза, но и язык в ту сторону, в которую двигается карандаш.
Пример двигательного упражнения нейропсихолога для детей 7 лет: «Рисуем в воздухе». Ребенок стоит или сидит и «рисует» перед собой в воздухе обеими руками. Изображать можно любые фигуры, руки должны двигаться зеркально. Также можно «рисовать» не руками, а ногами.
Пример упражнения нейропсихолога для детей 8 лет и старше на развитие познавательной сферы: «Угадай». Взрослый выбирает одну карточку из тематического набора (например, с изображениями животных, транспорта или что-то другое). Ребенок должен догадаться, что изображено на карточке, задавая взрослому вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Пример упражнения нейропсихолога для детей 10 лет и старше, укрепляющее межполушарные связи: «Рисование в две руки». Ребенок берет лист бумаги, мысленно делит его на две примерно одинаковые части и рисует обеими руками одновременно. Рисунки должны получиться зеркальными и по возможности симметричными.
Результат от нейропсихологических упражнений редко заметен сразу, но при регулярных занятиях эффект обязательно будет. Дошкольники, выполняющие упражнения по нейропсихологии, начинают лучше говорить, у школьников улучшаются показатели в учебе, подростки становятся более уравновешенными.