Заметить нарушения эмоционально-волевой сферы у детей раннего и дошкольного возраста непросто. К примеру, малыш может вести себя агрессивно из-за особенностей характера, а не вследствие какого-либо расстройства.
А вот к моменту поступления в школу специалисты могут точнее определить, есть ли у ребенка нарушение эмоционально-волевой сферы. В статье рассказываем, как выявляют и корректируют расстройства такого типа.
Содержание статьи:
- Как могут проявляться расстройства эмоционально-волевой сферы личности
- Виды эмоционально-волевых нарушений
- Диагностика эмоционально-волевых нарушений
- Методы лечения эмоционально-волевых нарушений
- Где пройти обучение по этому направлению
Как могут проявляться расстройства эмоционально-волевой сферы личности
Нарушения эмоционально-волевой сферы у дошкольников
- Такие дети могут не интересоваться играми и игрушками, избегать общения со сверстниками и взрослыми, игнорировать просьбы.
- Дошкольники с нарушениями эмоционально-волевой сферы могут отличаться повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессией.
- Среди других признаков можно выделить тревожность и эмоциональную неустойчивость, обидчивость.
Нарушения эмоционально-волевой сферы у младших школьников
- При переходе в школу дети могут долго адаптироваться к новой обстановке, отвлекаться на уроках. Им тяжело дается смена игровой деятельности на учебную.
- Возможно возникновение страхов, при этом они могут возникать у детей даже в тех ситуациях, когда реальной угрозы не существует.
- Такие дети демонстрируют замкнутость и необщительность, они часто не могут верно описать свое эмоциональное состояние и выразить его словами.
- Инициативу во взаимодействии со сверстниками или выполнении заданий дети практически не проявляют — в связи c ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
Нарушения эмоционально-волевой сферы у подростков
- У таких детей может отсутствовать мотивация к любой деятельности. Они избегают близких контактов, имеют низкую самооценку, неадекватно реагируют на критику и неудачи.
- Подростки могут выбирать девиантные формы поведения.

Нарушения эмоционально-волевой сферы у взрослых
- Взрослые могут находиться в состоянии апатии, тяжело привыкать к новым обстоятельствам и с трудом осваивать сложные навыки.
- Возможна и другая ситуация, когда взрослые пациенты чрезмерно активны, выполняют множество задач, но ни одну не доводят до конца.
- Встречаются проявления патологических страхов и тревоги.
Виды эмоционально-волевых нарушений
Расстройства могут принимать различные формы и иметь разные степени тяжести. Они способны приводить к серьезным проблемам в социальной и личной жизни, обучении, работе. Рассмотрим основные виды эмоционально-волевых нарушений.
Гипотимия
Основные проявления — сниженное настроение, переживание подавленности, тоски, безысходности. Внимание фиксируется только на отрицательных событиях настоящего, прошлого и представляемого будущего.
Диссоциальное расстройство личности
При этом состоянии человек не испытывает сочувствие или эмпатию к другим людям, а также пренебрегает их социальными нормами и правами. Люди с таким нарушением часто демонстрируют агрессию, манипулятивное поведение и неспособность поддерживать долгосрочные отношения.
Депрессия
Типичный депрессивный синдром (депрессия) характеризуется депрессивной триадой: гипотимией, замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Настроение у людей с депрессией меланхолическое, угнетенное, с глубокой печалью, унынием и тоской, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физически тягостными ощущениями стеснения и тяжести в области сердца, груди, во всем теле.
Дистимия
Кратковременное, длящееся несколько часов, иногда дней, расстройство настроения. Наблюдается при неврозах, эпилепсии, органических заболеваниях мозга.
Гипертимия
Повышенное, радостное настроение с приливом бодрости, энергичности и переоценкой своих возможностей.
Биполярное аффективное расстройство (БАР)
Характеризуется чередованием фаз повышенного настроения или возбуждения с периодами депрессии. В эпизоды подъема люди могут проявлять неадекватно высокий уровень активности и принимать рискованные решения, о которых впоследствии жалеют.
Тревожное расстройство
Может сопровождаться паническими атаками, навязчивыми мыслями или фобиями. Волевое поведение нарушается из-за постоянного стремления избегать ситуаций, вызывающих тревогу.
Расстройства поведения, связанные с СДВГ
Пациенты с таким нарушением имеют проблемы с контролем импульсов и внимания. Они могут быть чрезмерно активными, постоянно отвлекаться, не следовать правилам и инструкциям.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
После пережитого травмирующего события человек может испытывать ночные кошмары, избегать напоминания о событии, быть эмоционально отчужденным и подавленным.
Важно своевременно обращаться за профессиональной помощью для диагностики эмоционально-волевых нарушений и назначения лечения, поскольку многие из этих состояний поддаются коррекции.
Диагностика эмоционально-волевых нарушений
При оценке эмоционального-волевого развития детей психиатры и психологи беседуют с родителями и педагогами, используют игры, творческие задания, цветовые тесты.
Взрослым пациентам эксперты дают задания, при выполнении которых можно отследить эмоционально-волевые реакции. А тесты и опросники помогают определить, как человек сам себя чувствует.
Методы лечения эмоционально-волевых нарушений
Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы требуют комплексного подхода. Среди способов лечения выделяют:
- Психотерапию. Она может быть как индивидуальной, так и групповой. Помогает пациентам осознать и изменить негативные мысли и поведение.

- Медикаментозное лечение. В случае серьезных нарушений врач может назначить медикаменты, например, антидепрессанты или нейролептики.
- Музыкальную и арт-терапию. Эти методы направлены на развитие эмоционального самовыражения через рисование, лепку, музыку. Они позволяют улучшить настроение и снизить уровень стресса.
- Двигательную терапию. Физические упражнения помогают вырабатывать эндорфины, что положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии человека.
- Семейную психотерапию. Вовлечение в процесс лечения родственников пациента может значительно ускорить выздоровление.
Выбор метода лечения зависит от множества факторов — степени тяжести расстройства, возраста пациента, его личных особенностей и предпочтений. В работе с эмоционально-волевыми нарушениями ключевую роль играет комплексный подход и сотрудничество специалистов разных профилей.
Эффективность коррекционной работы во многом зависит от мотивации самого человека и поддержки его близких.

Где пройти обучение по этому направлению
Узнать больше о расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения поможет дистанционная* программа профпереподготовки.
Курс разработан для будущих педагогов-дефектологов, которые планируют заниматься с детьми и подростками с ОВЗ и эмоционально-волевыми нарушениями. Обучение займет 5,5 месяцев.
За это время вы:
- поймете, как выстраивать работу с детьми с РАС и СДВГ;
- сможете диагностировать нарушения;
- научитесь разрабатывать программы коррекции.
После обучения у вас будет диплом о профпереподготовке, который позволит официально работать педагогом-дефектологом в государственных и частных организациях.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий