Учебники, методические материалы, авторские наработки — это все, без чего не может обойтись в своей деятельности любой логопед, как практикующий, так и без опыта. Какая специальная литература подойдет для начинающих логопедов?
В статье мы привели несколько примеров пособий для начинающих логопедов. Изучите их и используйте в работе, чтобы быть более уверенными в своих действиях и не испытывать стресса при проведении занятий.
Содержание статьи:
- Базовые книги по логопедии для начинающих логопедов
- Диагностические пособия для начинающих логопедов
- Методическая литература для логопеда по конкретным нарушениям
- Сборники игр и упражнений под определенные запросы
- Что еще необходимо логопеду для успешного развития?
Базовые книги по логопедии для начинающих логопедов
В начале работы у неопытного специалиста часто возникают вопросы, на которые трудно ответить с первого раза. Что означает тот или иной симптом у ребенка или у взрослого? Как распознать определенный тип речевой патологии? Какие упражнения помогут ребенку со специфическим нарушением речи?
Освежить полученные знания помогут учебные пособия по логопедии для студентов вузов или слушателей курсов профессиональной переподготовки:
- Волкова Л.С., «Хрестоматия по логопедии».
- Филичева Т.Б., «Логопедия. Теория и практика».
- Жукова Н.С., «Основы теории и практики логопедии».
- Смирнова И.А., «Логопедия. Иллюстрированный справочник».
- Демина А.А., «Логопедия».
- Давидович Л.Р., «Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста. Учебное пособие».
Также будет полезно приобрести книги для начинающих логопедов-дефектологов, например:
- Шаповал И.А., «Основы дефектологии».
- Глухов В.П., «Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций».
Диагностические пособия для начинающих логопедов
Диагностическое обследование позволяет определить характер речевых проблем клиента и выбрать наиболее эффективные методы их исправления.
В списке литературы для начинающего логопеда диагностические пособия должны быть обязательно. Они представляют собой комплект из методических рекомендаций и печатных приложений — небольших буклетов или разрезных картинок.
В методических рекомендациях указываются приемы диагностики и дополнительные материалы для обследования — бумага и пишущие принадлежности, пирамидки, сортеры, мягкие игрушки, мячики и т. д.
Начинающим логопедам пригодятся следующие материалы для проведения диагностики:
- пособия для комплексной диагностики речи О.Б. Иншаковой;
- диагностические материалы Е.А. Стребелевой.
Методическая литература для логопеда по конкретным нарушениям
Методическая литература учителя-логопеда содержит методики и подходы к работе с определенными речевыми нарушениями — дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия.
Имея их под рукой, начинающий специалист будет понимать, как планировать и проводить занятие с конкретным клиентом. Ценность методических пособий еще и в том, что в них можно найти различные речевки, скороговорки, цепочки слогов. Их использование в распечатанном виде облегчает процесс проведения занятий и придает уверенность начинающему специалисту.
Примеры методической литературы для логопеда:
- Комарова Л.А., «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника» — для закрепления звукопроизношения у воспитанников четырех-семи лет.
- Крутецкая В.А., «Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников, 1-4 классы» — комплект занятий для предупреждения дислексических и дисграфических нарушений.
- Шохор-Троцкая М.К., «Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Методические рекомендации» — включает описание методов работы с больными, которые утратили речь в результате нарушений мозгового кровообращения.
Сборники игр и упражнений под определенные запросы
Разнообразить монотонный коррекционный процесс начинающему логопеду помогут пособия для проведения логопедических игр. Это сборники с упражнениями для пальчиковой гимнастики, по звукопостановке, лексике, грамматике, связной речи и т. д.
Например:
- Куликовская Т.А., «Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей»;
- Скворцова И.В., «Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет»;
- Жихарева-Норкина Ю.Б., «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей», и другие.
Что еще необходимо логопеду для успешного развития?
Специальная литература по логопедии и дефектологии — это только «верхушка айсберга» в профессиональном развитии логопеда. Чтобы быть в курсе новых методов и подходов к коррекции речи, необходимо общаться с коллегами на профессиональных форумах, участвовать в конференциях и семинарах.
Также для изучения новых технологий и инструментов, которые могут помочь в работе, нужно регулярно проходить курсы повышения квалификации. В нашей Академии они проходят полностью дистанционно, без поездок и отрыва от основной работы. По окончании выдается удостоверение учебного заведения с государственной лицензией.
Будем рады видеть вас в числе наших слушателей!