Слабовидящие и слепые дети нуждаются в особом обучении. Во-первых, им гораздо труднее осваивать школьную программу, чем детям с хорошим зрением. Во-вторых, им приходится развивать особые навыки — читать по системе Брайля, безопасно передвигаться по улице и по дому с помощью специальных инструментов или собаки-поводыря и пр.
Преодолевать такие трудности и готовиться к самостоятельной жизни слепым и слабовидящим детям помогают тифлопедагоги.
Куда пойти учиться?
Вы можете пройти обучение тифлопедагогике в АНО «Академия дополнительного профессионального образования».
Выбор программ зависит от вашей специальности и от того, какие навыки вам нужно развить. Если вы хотите получить новую профессию, подойдет профпереподготовка по тифлопедагогике. Обратите внимание на две программы: для тех, кто хочет работать дефектологом, в том числе в специализированных медцентрах, и для тех, кто планирует стать педагогом и обучать детей.
Если вы уже прошли основное обучение и хотите углубить знания, посмотрите курсы повышения квалификации по тифлопедагогике: методика обучения чтению и письму по системе Брайля и обучение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС.
Занятия проводятся заочно в режиме онлайн. Это значит, что курсы для тифлопедагогов не помешают вашей основной работе — достаточно лишь сформировать для себя удобный учебный график и придерживаться его.
Больше, чем учитель: как тифлопедагоги помогают детям
Квалифицированный специалист этого профиля может значительно улучшить жизнь слабовидящего или слепого ребенка. Тифлопедагог:
- Составляет индивидуальный план обучения и корректирует его, отслеживая прогресс. Универсальной программы, которая подойдет всем незрячим и слабовидящим детям, не существует, и хороший педагог это понимает.
- Помогает ребенку компенсировать ограничение здоровья и действовать самостоятельно, опираясь на обоняние, осязание, слух. В частности, учит читать и писать, пользуясь шрифтом Брайля, ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться и обуваться.
- Готовит ребенка к офтальмологическим тестам (проверка остроты зрения, цветотесты и пр.), опираясь на рекомендации врача.
- Помогает справиться с негативными эмоциями и сформировать правильное отношение к себе. Слабовидящие и слепые дети могут чувствовать обиду, боль, гнев из-за невозможности видеть мир так же, как остальные. Им трудно преодолеть эти чувства без помощи взрослых.
- Объясняет родителям или опекунам ребенка, как организовать безопасное и удобное пространство в доме. Формирует общий план развития, чтобы ребенок мог учиться дома.
- Консультирует специалистов других профилей, которые работают с ребенком.
- Дает рекомендации по выбору профессии и трудоустройству.
Как видите, тифлопедагог принимает большое участие в жизни ребенка. Во многом именно от его профессионализма зависит качество жизни ученика. Если вы выбрали эту профессию, помните об ответственности. Не ограничивайтесь курсами переподготовки по тифлопедагогике — повышайте квалификацию, читайте статьи ученых по этой теме в рецензируемых научных журналах, посещайте конференции, советуйтесь с более опытными коллегами. Совершенствуйте программы и методики, которые используете — от них зависит будущее ваших учеников.
Особенности коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми
Обучение таких детей часто ведется в группе. И здесь есть сложность: как мы уже говорили, к каждому ребенку с нарушением зрения нужен особый подход. Чтобы максимально сгладить разницу между учениками из одной группы, тифлопедагог изучает медицинские карты и долгое время наблюдает за детьми: как они играют, общаются друг с другом, как ведут себя на прогулке и пр. Затем специалист анализирует собранную информацию и распределяет ребят по группам с учетом их диагноза, остроты зрения, отклонений в развитии, возраста, познавательной активности и других факторов. Но вместе с тем он составляет индивидуальные планы обучения и развития и при необходимости назначает дополнительные занятия. Такой подход повышает эффективность коррекционной работы.
Работая со слабовидящими детьми, тифлопедагог учит их пользоваться остаточным зрением: определять цвет, величину и форму вещей, обводить изображения по контуру, рассчитывать примерное расстояние до предмета и удаленность объектов друг от друга. Для таких ребят обязательна регулярная гимнастика для глаз — учитель проводит ее во время занятий каждые 7-10 минут.
Работа со слепыми детьми, напротив, предполагает выполнение упражнений с опорой только на осязание, обоняние и слух. Они могут определить размер, форму, фактуру предмета только на ощупь. И этому детей также обучает тифлопедагог.
Детям с нарушениями зрения нужно научиться правильно двигаться и уверенно чувствовать себя в пространстве, работать руками (лепить, рисовать, вырезать из бумаги, использовать предметы — например, наполнять стакан водой). Но, в отличие от своих сверстников без ограничений здоровья, они не могут смотреть на взрослых и копировать их действия. Нужен тактильный контакт: например, тифлопедагог может положить руки ребенка на свои и медленно выполнить какое-нибудь действие, чтобы ученик смог его запомнить и повторить. Этому стоит обучить и родителей, чтобы они могли продолжать занятия с ребенком дома.