Детям с нарушением интеллекта сложно догнать своих сверстников в умственном развитии. Но это не значит, что они не могу адаптироваться к жизни в обществе, стать самостоятельными и независимыми в бытовых вопросам. В этом им помогают дефектологи, которые прошли специальную подготовку – олигофренопедагоги.
Где работает олигофренопедагог?
Олигофренопедагогика изучает вопросы воспитания, образования и социализации детей с нарушениями умственного развития. Соответственно, цели олигофренопедагога – насколько это возможно скорректировать отклонения таких детей, помочь им адаптироваться в обществе, получить необходимые для самостоятельной жизни навыки.
Обычно специалисты этого профиля работают в инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений, в коррекционных (специальных) детских садах и школах, медицинских и реабилитационных центрах, учреждениях соцзащиты. Все больше олигофренопедагогов ведут частную практику – консультируют родителей, воспитателей и учителей, проводят групповые и индивидуальные занятия для детей. Причем делать это можно не только в очной форме, но и через интернет, что существенно расширяет географию поиска клиентов.
С какими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги?
Специалисты работают с детьми с интеллектуальными нарушениями разной степени тяжести, у которых наблюдаются:
- сложности с концентрацией (невозможно долго удерживать внимание на одном предмете, задаче);
- слабая память (трудно выучить стихотворение, пересказать сказку);
- проблемы с мелкой моторикой (тяжело рисовать, писать, лепить, работать с мелкими предметами);
- ограниченный словарный запас, в который входят в основном те слова, которые ребенок слышит каждый день: «стул», «ложка», «есть», «спать» и т. д.;
- трудности с пониманием смысла слов и фраз;
- проблемы с произношением звуков, нарушения фонематического слуха и, следовательно, сложности в общении с людьми;
- расстройства в эмоциональной и психической сферах (отсутствие эмпатии, резкие перепады настроения, повышенный уровень агрессии т. д.).
Деятельность олигофренопедагога нацелена на коррекцию вышеперечисленных особенностей. Для того с детьми проводятся занятия, направленные на:
- развитие произвольного внимания, мышления, памяти;
- улучшение мелкой моторики;
- обучение ребенка правильному установлению причинно-следственных связей;
- улучшение координации движений и ориентации в пространстве;
- развитие артикуляции и фонематического слуха;
- коррекцию эмоциональных и психических нарушений;
- социализацию, объяснение ребенку принятых в обществе правил поведения.
План занятий составляется для каждого ребенка индивидуально с учетом его интеллектуальных нарушений и особенностей личности.
О чем нужно помнить, работая с детьми с нарушениями интеллекта?
- Учебный материал подается малыми порциями.
- Сложные понятия, действия максимально расчленяются и развертываются.
- Любой изучаемый материал, разучиваемое действие многократно повторяются. Если нужно дать детям что-то новое, всегда перед этим нужно повторить уже освоенное.
- Обучение ведется с опорой на чувственный опыт, а не на отвлеченные понятия и примеры. Например, нам нужно научить ребенка завязывать шнурки. Обуваем его в ботинки с развязанными шнурками и просим пройтись, описать свои ощущения. Затем проделать то же, но уже с завязанными шнурками. Ребенок понимает, что во втором случае ему было намного удобнее. У него создается стимул научиться завязывать шнурки.
- Любыми действиями выполняются вместе с учениками. В работе с детьми, у которых есть умственные нарушения, педагог должен постоянно напоминать и показывать, как и что делать, даже если это самые простые и постоянно повторяющиеся действия вроде мытья рук или выстраивания в шеренгу по росту.
Где учиться на олигофренопедагога?
Программ, на которых можно получить профессию олигофренопедагога, в российских вузах пока мало. На них можно поступить далеко не во всех городах. Чаще всего те, кто хотят работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, сначала получают высшее образование по педагогическому, психологическому или дефектологическому профилю, а затем проходят профпереподготовку по специальности «Олигофренопедагогика». В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» это можно сделать дистанционно* из любого города России и мира.
Наши эксперты-практики разработали две программы профессиональной переподготовки логопедов:
- Первый блок курса подразумевает знакомство с общепрофессиональными дисциплинами: специальной педагогикой, невропатологией и психопатологией, психолого-педагогической коррекцией, понятиями интегрированного и инклюзивного образования. Затем Слушатели проходят дисциплины в области олигофренопедагогики. Они осваивают психологию детей с нарушениями интеллекта, особенности их обучения и воспитания, учатся применять на практике методики коррекционной педагогики, работать по адаптированным образовательным программам и разрабатывать индивидуальные программы развития для своих учеников, рассматривают ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Слушатели получают массу полезных материалов, которые пригодятся им в работе с детьми: схемы анализа, конспекты занятий, диагностические методики и т. д.
- Это более короткая программа – в ней нет общепрофессиональных дисциплин. При этом подробно освещается специфика работы с детьми с умственной отсталостью: особенности поведения учеников, программы обучения и развития, образовательные методики и т. д.
Обе программы имеют практическую направленность. В первой – 30 занятий-практикумов, а во второй – 20. На них Слушатели учатся проводить диагностику нарушений интеллекта, разрабатывать конспекты занятий и учебные материалы, решать педагогические ситуации.
По итогам обучения на любой программе профессиональной переподготовки вы получите диплом с присвоением квалификации олигофренопедагога или педагога по работе с детьми с умственной отсталостью.
Зачем олигофренопедагогу повышать квалификацию и как это сделать?
Олигофренопедагоги, как и все работники образования, повышают квалификацию не реже 1 раза в 3 года. Это позволяет поддерживать профессиональные знания и навыки в актуальном состоянии, узнавать о новых разработках в сфере работы с детьми с нарушениями интеллекта. Повышать квалификацию нужно как для сохранения рабочего места, так и для продвижения по карьерной лестнице.
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» можно пройти дистанционные* программы повышения квалификации по преподаванию детям с нарушениями интеллекта разных предметных областей (математики, естествознания, русского языка и т. д.) с учетом требований ФГОС.
Какая зарплата у олигофренопедагогов?
В государственных образовательных организациях за 1 ставку заработной платы олигофренопедагоги (учителя-дефектологи) работают 20 часов в неделю. При такой нагрузке, по данным объявлений о вакансиях с портала Яндекс.Работа, в Москве можно рассчитывать на 60 000-80 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге и других крупных городах – на 30 000-45 000 рублей. В небольших населенных пунктах олигофренопедагогам без опыта предлагают зарплату 15 000-25 000 рублей, а тем, у кого уже есть стаж – до 30 000-35 000 рублей. Чтобы получать больше, нужно повышать квалификационную категорию, брать дополнительную нагрузку (например, вести для детей кружки и секции, отвечать за методическую работу).
Также можно устроиться в частные центры детского развития, образовательные учреждения, где уровень зарплаты всегда выше. Но для этого обычно нужны стаж, рекомендации, сертификаты о прохождении курсов по разным методикам работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, документы об участии в профессиональных мероприятиях. Родители должны понимать, за что они платят деньги. Стоимость частных консультаций и занятий с олигофренопедагогом зависит от наличия у специалиста отзывов и начинается с отметки от 400-500 рублей в час.
Современное общество стремится не оградить от себя детей с интеллектуальными нарушениями, а интегрировать их в социум. И олигофренопедагоги вместе с родителями могут добиться для них самостоятельной, полноценной и комфортной жизни.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий