В России больше половины детей идут в первый класс с нарушениями речи. Однако если разобраться с речевыми проблемами еще в детском саду, новоиспеченные школьники не будут испытывать дополнительных сложностей с письмом и чтением. Поэтому логопедической работе в детском саду отводится так много внимания. Именно о ней мы расскажем в статье.
Содержание статьи:
- Почему дошкольникам важно работать со специалистом
- Обязанности учителя-логопеда в детском саду
- Плюсы и минусы профессии
- Обучение на учителя-логопед
Почему дошкольникам важно работать со специалистом
Многие проблемы, которые не решаются в детском саду, остаются с детьми надолго. К примеру, если ребенок не научится составлять рассказ по картинке, ему будет сложно придумывать связные и логически выстроенные сочинения в начальной школе.
У всех детей речь развивается индивидуально, но есть определенные нормы, на которые стоит опираться. Если ребенок в три года не разговаривает, его обязательно следует показать учителю-логопеду. Также к специалисту нужно обратиться в следующих случаях:
- медленное расширение словарного запаса,
- трудности с запоминанием букв,
- заикание,
- неправильное произношение или пропуск звуков в устной речи.
В каждом возрасте свои нормы становления звуков. Дошкольник трех-четырех лет может смягчать согласные звуки, а в пять лет это уже будет считаться дефектом речи, с которым нужно работать.
Перед поступлением в первый класс ребенок должен уметь разбирать слова на звуки — это поможет ему при письме. Важно иметь достаточный словарный запас, чтобы не испытывать трудностей в общении с учителями и одноклассниками. Кроме того, школьник должен правильно согласовывать между собой части речи и уметь сочинять рассказ по картинке.
Обязанности учителя-логопеда в детском саду
Рабочее время специалиста распределяется так: 75% отводится занятиям с дошкольниками, 15% — консультативно-методической деятельности, а 10% — заполнению документов. Учитель-логопед в ДОУ обязан создавать условия для развития речи детей, проводить индивидуальные и групповые занятия.
- Специалист должен обучить дошкольников задавать вопросы, отстаивать свое мнение, решать конфликты и споры, приводить аргументы, проявлять инициативу в общении.
- Помимо этого, педагог знакомит детей с метафорами, пословицами и поговорками, загадками, образными выражениями. Дошкольники должны понимать их значение и уместно использовать в речи.
- Специалист должен работать с артикуляционным аппаратом и мелкой моторикой воспитанников. Для этого он проводит разминку, пальчиковую и артикуляционную гимнастику.
- Большое внимание в работе учителя-логопеда отводится расширению словарного запаса. Педагог помогает детям осваивать новые слова и правильно использовать их в речи.
- Для тренировки слухового внимания и словесной памяти специалист использует игры на развитие концентрации и наблюдательности.
Основной инструмент в работе учителя-логопеда — художественные произведения. На их основе педагог обучает детей грамотному изложению мыслей, правильному темпу речи, расстановке пауз, выделению в тексте главного и второстепенного.
На занятиях учителю-логопеду нужно следить за своей речью. Она должна быть умеренно громкой, понятной, грамотной и разнообразной. Не менее важно правильно использовать интонационную окраску.
Плюсы и минусы профессии
Среди преимуществ профессии можно выделить:
- Видимый результат. Учитель-логопед оценивает положительные изменения в речи дошкольников, которые произошли благодаря его усилиям, — это мотивирует продолжать работу.
- Разнообразие. Занятия с детьми дошкольного возраста предполагают использование игр, квестов, интерактивных упражнений. Поэтому на такой работе не будет скучно.
- Удобный график. Специалисты в дошкольных учреждениях работают по сокращенному графику. Это освобождает время на другие дела — дополнительную подработку, хобби, домашние обязанности.
- Возможность вести частную практику. Востребованный учитель-логопед может проводить личные занятия с детьми, подростками, взрослыми и значительно повышать свой доход. Причем консультации могут быть не только очными, но и дистанционными, что расширяет круг клиентов.
К минусам можно отнести:
- Бюрократическую нагрузку. Придется вести документацию — заполнять отчеты, оформлять личные карточки на каждого ребенка, составлять планы и т. д.
- Эмоциональное и моральное напряжение. Учитель-логопед ежедневно общается с множеством людей — детьми, их родителями, коллегами. Кому-то это может даваться непросто, особенно если возникают стрессовые ситуации.
- Медленный прогресс. Некоторые дефекты речи требуют длительной работы, а иногда и вовсе не поддаются корректировке. Это может вызвать у специалиста ощущение непрофессионализма или чувство бессилия.
Обучение на учителя-логопеда
Чтобы войти в профессию, нужно получить высшее профессиональное образование в области логопедии или дефектологии. Обучение займет 4–6 лет.
Тем, кто уже имеет высшее педагогическое или психологическое образование, можно пройти профессиональную переподготовку на логопеда.
Нужную программу вы найдете в АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения», которая помогает специалистам осваивать новые профессии уже девять лет.
Стать квалифицированным учителем-логопедом с глубокими знаниями поможет курс «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации». Вас ждут более 60 практических заданий, тесты, вебинары, общение с преподавателями, дополнительные материалы.
После обучения вы получите диплом о профпереподготовке, с которым сможете устроиться в детский сад, школу, развивающий центр.