Логопед работает с пациентами разного возраста, в том числе и с детьми с рождения до трех лет. Деятельность специалиста, который взаимодействует с малышами, направлена на предупреждение возможных логопедических нарушений. Отсюда и название этой сферы логопедии — «превентивная», что означает «профилактическая», «предупредительная».
С какими группами детей работает превентивный логопед, как он организует свои занятия и где получить необходимые для практики знания — расскажем далее.
Содержание статьи:
- В каких случаях необходима помощь превентивного логопеда
- Как строится работа специалиста
- Как стать превентивным логопедом за короткий срок
В каких случаях необходима помощь превентивного логопеда
Развитие речи ребенка может быть осложнено многими причинами.
К факторам риска относятся:
- преждевременные роды,
- гипоксия во время беременности,
- патологические роды,
- генетические заболевания,
- хромосомные аномалии,
- органические поражения центральной нервной системы,
- инфекции и другие.
Малыши из группы риска с первых дней жизни находятся под наблюдением детского невролога. Обычно специалисты направляют маленького пациента на логопедическое обследование в конце первого года жизни. Но есть случаи, когда стоит сделать это гораздо раньше.
Ситуации, когда необходимо обратиться к превентивному логопеду:
- Малыш не кричит перед кормлением к концу первого месяца жизни.
- Ребенок не улыбается в четыре месяца.
- Слабо выражен или вовсе не наблюдается лепет.
- Лепет появился, но постепенно начинает пропадать.
Превентивный логопед изучает анамнез маленького подопечного, проводит диагностику его развития и составляет план коррекционно-развивающей работы.
Чем раньше начнутся занятия, тем больше шансов скорректировать имеющиеся нарушения и не допустить развития вторичных осложнений.
Как строится работа специалиста
Деятельность превентивного логопеда включает в себя подготовительный и основной этапы.
Сначала специалист устанавливает эмоциональный контакт с малышом, формирует у него положительное отношение к занятиям, создает условия для позитивного общения.
Основная работа по профилактике речевых нарушений направлена на:
- коррекцию голоса и звукопроизношения;
- формирование речевого дыхания;
- развитие интонации;
- коррекцию темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи.
С этой целью в превентивной логопедии используются следующие технологии раннего вмешательства:
- Дыхательная гимнастика. Ее цель — научить малыша глубоко и правильно дышать, улучшить звучность речи, предупредить нарушения темпа и ритма речи.
- Миогимнастика. Помогает исправить прикус. Нормализует мышечный тонус, уменьшает напряжение и улучшает общее состояние мышц лица и шеи. Предупреждает нарушения развития звуковой части речи и предотвращает зубочелюстную деформацию.
- Сенсорная стимуляция. Необходима для развития тактильных ощущений, слуха, зрения, обоняния, эмоциональной сферы. Стимуляция органов чувств через рассматривание предметов, прослушивание музыки, прикосновения помогает ребенку лучше понимать окружающий мир. А это является важным фактором для дальнейшего развития речи.
- Логопедический массаж. Представляет собой механическое воздействие на мышцы речевого аппарата с помощью определенных техник и приемов. Применяется для улучшения кровообращения, снятия напряжения и улучшения подвижности мышц, участвующих в образовании звуков.
- Развитие общей и мелкой моторики. Чем активней малыш, тем лучше развивается его речь. Занятия, в которых логопед сопровождает движения ребенка словами, развивают понимание речи и расширяют активный словарь малыша. Упражнения на развитие мелкой моторики снимают напряжение с рук и губ, улучшают произношение многих звуков.
- Логоритмика. Помогает предупредить и скорректировать речевые нарушения. Занятия, где сочетаются движения, речь и музыка, развивают координацию, улучшают речевое дыхание, укрепляют мышечный аппарат и общее состояние ребенка.
Как стать превентивным логопедом за короткий срок
При наличии высшего образования стать превентивным логопедом можно после обучения на курсах профессиональной переподготовки.
В нашей Академии доступны следующие программы для тех, кто хотел бы работать с детьми раннего возраста:
- «Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста».
- «Учитель-логопед и логопед по работе с детьми раннего возраста. Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации. Превентивная логопедия».
Срок обучения — от 3 до 14 месяцев. Слушатели занимаются удаленно, без поездок в другой город.
По окончании выдается диплом академии с государственной лицензией. С ним вы сможете работать превентивным логопедом в:
- детских садах и центрах раннего развития,
- домах малютки,
- специализированных интернатах,
- медицинских учреждениях,
- центрах реабилитации.
Возможна работа в качестве самозанятого или ИП.
Ждем вас в нашей Академии!