Логопед помогает улучшать речевые навыки не только нормотипичным детям. В числе его пациентов могут быть и дети с особенностями развития — глухие и слабослышащие, дети с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, черепно-мозговыми травмами и другие.
Коррекция речевых нарушений у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложный и трудоемкий процесс, который требует от специалиста определенных знаний. Как проходят логопедические занятия с детьми с ОВЗ, какие методики и упражнения используются, где получить необходимые навыки для работы? Расскажем в этой статье.
Содержание статьи:
- Какие речевые нарушения корректирует логопед для детей с ОВЗ?
- Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ
- Где учиться на логопеда для детей с ОВЗ?
Какие речевые нарушения корректирует логопед для детей с ОВЗ?
У детей с нарушениями развития речь формируется довольно поздно — после трех-четырех лет. Малыши не всегда понимают, что им говорят. У них бедный словарный запас и множественные дефекты произношения.
Недостаточно развитая речь приводит к торможению и других психических процессов. У таких детей снижены память и внимание. Они плохо идут на контакт.
Самые распространенные речевые отклонения, с которыми работает логопед для детей с ОВЗ:
- Алалия
Характеризуется недоразвитием либо полным отсутствием речи. Такое нарушение характерно для детей с тугоухостью или аутизмом.
Алалия может быть моторной или сенсорной. При моторной алалии ребенок слышит и понимает обращенную речь, но не может ее воспроизводить. Сенсорная алалия подразумевает не только отсутствие речевой функции, но и затруднение понимания речи.
- Афазия
Это полная или частичная утрата ранее приобретенной речи. Может быть вызвана последствиями черепно-мозговых травм и операций на головном мозге, онкологическими и инфекционными заболеваниями, поражающими структуры головного мозга.
- Дизартрия
Тяжелое расстройство речи, которое характеризуется нечленораздельным и невнятным произношением. У ребенка отмечается спазм или, наоборот, вялость мышц губ, языка и лица. Дизартрия характерна для детей с ДЦП, но может развиться и у нормотипичного ребенка в раннем детстве. Например, после интоксикации, отравления угарным газом или онкологии.
- Ринолалия
При данном нарушении звуки произносятся с носовым оттенком из-за неправильного положения языка и мягкого неба. Это может быть вызвано врожденными аномалиями развития, такими как расщелина неба, или приобретенными травмами или заболеваниями.
Для каждого вида нарушения подбираются свои методики коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ, изучить которые можно на курсах профпереподготовки или повышения квалификации.
Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ
Важные моменты, которые стоит учитывать при ведении логопедической работы с детьми с ОВЗ:
- Перед тем как приступать к занятиям, необходимо изучить динамику и уровень речевого развития своих подопечных — самостоятельно или с помощью специалистов. На основе диагностических данных разрабатываются программы коррекционной деятельности.
- Коррекционная работа должна включать в себя упражнения на развитие артикуляционного аппарата, расширение лексического словаря, формирование фонематического слуха, речевого анализа и связной речи.
- При проведении занятий необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ — неустойчивое внимание, трудности восприятия, низкий объем памяти, недостаточное воображение, нарушения координации, затрудненное включение в совместные игры.
Важно четко ставить цели обучения. Чтобы ребенок лучше усваивал материал, речь педагога должна быть неторопливой, эмоциональной и выразительной. Задания лучше предлагать короткие и разнообразные с динамическими паузами для снятия психологической нагрузки. - Необходимо уделять внимание мотивации ребенка — подбадривать и поощрять воспитанника за каждое удачно выполненное задание. Хвалить ребенка нужно сразу же, не откладывая на будущее. При этом ваш подопечный должен понимать, за что его поощряют.
Где учиться на логопеда для детей с ОВЗ?
Научиться коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ можно не только в вузе. Освоить технологии исправления речевых нарушений у воспитанников с особенностями развития помогут курсы профпереподготовки или повышения квалификации.
Наша Академия предлагает следующие программы:
- Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
- Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Учеба полностью удаленная, без поездок и по удобному для вас расписанию. Программы отвечают требованиям профстандартов.
По окончании выдается удостоверение или диплом Академии с гослицензией. Выпускники могут работать в специализированных школах и детсадах, медицинских и реабилитационных центрах, вести частную практику.