Дизартрия — это нарушение речи, вызванное проблемами с развитием органов артикуляционного аппарата. Дети с дизартрией произносят звуки нечетко и неразборчиво. Скорректировать речь и сделать ее более плавной можно с помощью упражнений по артикуляционной гимнастике.
Подробнее о том, как помогает артикуляционная гимнастика в коррекции этого нарушения, рассказываем в статье.
Содержание статьи:
- Дизартрия и ее виды
- Как выполняют артикуляционную гимнастику
- Какие упражнения нужно выполнять
- Как стать специалистом по дизартрии
Дизартрия и ее виды
Дизартрия — это тяжелое нарушение речи. Оно проявляется по-разному в зависимости от причин расстройства.
Существует пять видов дизартрии:
1. Бульбарная
Причины: поражение бульбарных нервов.
Симптомы: нарушение темпа и ритма речи, слабая мимическая мускулатура, проблемы с глотанием, «каша во рту».
2. Псевдобульбарная
Причины: органические нарушения нервной системы.
Симптомы: нарушения глотания, мимики, жевания и слюноотделения, невнятная речь.
3. Корковая
Причины: поражение областей коры головного мозга, которые отвечают за тонус мышц органов артикуляционного аппарата.
Симптомы: сложности с произношением переднеязычных звуков, нечеткая и смазанная речь.
4. Подкорковая
Причины: нарушение прохождения нервного импульса в центральной нервной системе.
Симптомы: заикание, часто меняющиеся ритм и тембр речи.
5. Мозжечковая
Причины: нарушения в работе мозжечка.
Симптомы: речь невнятная и смазанная, нарушения ритма речи, трудности с произношением переднеязычных звуков.
Как выполняют артикуляционную гимнастику
При дизартрии у детей слабо развиты органы речевого аппарата: язык, мягкое нёбо, губы, щеки и нижняя челюсть. Артикуляционная гимнастика укрепляет эти органы, что напрямую влияет на качество речи ребенка — после курса занятий она становится более четкой и понятной.
Чтобы добиться результатов, нужно выполнять артикуляционную гимнастику каждый день не менее 10 минут. Логопед или родитель должны контролировать выполнение каждого упражнения, следить, чтобы ребенок его выполнял правильно.
Заниматься с ребенком лучше всего перед зеркалом — так он будет видеть, как нужно делать то или иное движение.
Многие упражнения имеют свои названия, например, «Иголочка», «Лопатка» и другие. Важно, чтобы ребенок запоминал эти названия. Во-первых, так ему будет интересней, а во-вторых, так он быстрее выучит, как делать комплекс упражнений.
А еще логопеду или родителю стоит хвалить ребенка — это будет мотивировать его стараться на занятиях.
Начинать выполнять упражнения лучше как можно раньше, так как артикуляционная гимнастика помогает не только преодолеть уже имеющееся у ребенка нарушение речи, но и предупредить возникновение проблем с речью в будущем.
Какие упражнения нужно выполнять
Для коррекции дизартрии следует выполнять комплекс упражнений, которые направлены на развитие всех органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, щек и нижней челюсти.
Упражнения на развитие этих органов могут быть статические (когда надо удерживать органы в определенном положении) и динамические (когда надо правильно выполнять движения).
Примеры упражнений:
- Одно из наиболее распространенных статических упражнений называется «Иголочка». Ребенок должен открыть рот и высунуть язык, сделав его кончик острым. Это положение нужно зафиксировать на 10 секунд.
- Другое популярное упражнение — динамическое. Оно называется «Качели». Ребенок должен открыть рот и начать двигать языком вверх и вниз, касаясь языком то верхних, то нижних зубов. Повторить 10 раз.
- Для развития мышц щек ребенок должен набрать в рот воды и начать ее перемещать от одной щеки к другой. Повторить 6-8 раз.
- Чтобы укрепить нижнюю челюсть ребенок должен медленно двигать ей сначала налево, потом направо. Также полезно имитировать жевательные движения на протяжении 20 секунд.
- Для развития подвижности нёба ребенок должен полоскать горло и учиться отрывисто произносить звуки «а-а-а» и «э-э-э».
Как стать специалистом по дизартрии
Задумались о карьере логопеда или уже работаете по этой специальности и хотите получить новые актуальные знания в области дизартрии? Пройдите курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Например, вы можете пройти программу профессиональной переподготовки «Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ (340ч)».
Всего за 3 месяца вы с нуля освоите методы, технологии и приемы ведения логопедической работы с пациентами, имеющими серьезные речевые нарушения. Сможете оказывать эффективную помощь детям и подросткам, у которых выявлены не только дизартрия, но и афазия, алалия и ринолалия.
Также в АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения» вы можете получить знания о дизартрии на курсах повышения квалификации: «Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ (210ч)» и «Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)».