Содержание статьи:
- Панические атаки и соматические заболевания
- Панические атаки у детей и подростков
- Панические атаки и посттравматическое расстройство
Панические атаки и соматические заболевания
При некоторых телесных патологиях, например, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, человек может испытывать те же симптомы, что при панический атаке: тахикардию, чувство нехватки воздуха, страх смерти. Поэтому, если приходят клиенты, которые еще не обследовались у врачей, я рекомендую направить их на консультации к кардиологу, неврологу и, возможно, другим специалистам. Это важно для комплексного понимания того, что происходит с человеком.
Если физиологические нарушения есть, важно работать в команде:
- психолог контролирует психологическое состояние;
- лечащий врач — физиологическое.
Задача психолога — вырабатывать у человека определенное восприятие своего состояния. Понимание, на что он может повлиять, а на что не может.
То есть нужно отделить физиологическое состояние от психологического. А в психологическом состоянии все, по сути, то же самое, что у людей без физиологических проблем. Просто у клиентов с телесными патологиями заболевание является большим триггером, который постоянно присутствует. Нужно найти опоры с учетом реальности именно этого человека.
Когда психолог снизит тревожность у такого клиента, симптомы, связанные с психосоматикой, уйдут — останутся только проявления физиологического заболевания. Здесь я рекомендовала бы клиенту вести дневник самонаблюдения: отмечать, когда и какие симптомы усиливаются, в каких ситуациях. Со временем, например, через три недели ведения дневника, клиент научится замечать паттерны поведения, которые приводят к симптомам.
Разберем на примере. По рекомендации врача человек идет спокойным шагом по беговой дорожке, и вдруг у него учащается сердцебиение. Он замечает это и думает: «Сейчас начнется приступ». Тревога возрастает — приступ случается. В другой раз, допустим, человек сидел на диване, смотрел телевизор, не ожидал тахикардию, а она случилась. Здесь уже, скорее всего, причина в физиологическом заболевании, если только человек не пропустил тревожные мысли или чувства, которые он не успел осознать, или не проигнорировал события, которые вызвали беспокойство до того, как он сел за просмотр телевизора.
То есть я предлагаю уделять больше внимания рефлексии. Тогда клиент научится отличать проявления заболевания от ситуации: «Я ожидал симптома, и он возник».
Панические атаки и истерики у детей и подростков
В вопросах диагностики важно опираться на возрастную психологию, хорошо знать нормативные особенности возраста, чтобы суметь различить истерику и паническую атаку, например, у ребенка 3–5 лет. То же самое касается подростков: истерика и паника будут выглядеть по-разному. При этом панические атаки у подростков проявляются так же, как у взрослых.
Важно обращать внимание на частоту приступов. Если то, что мы принимаем за истерики, носит хронический характер, возможно, речь идет о панических атаках.
Стоит обратить внимание и на общий фон тревожности у ребенка. Если он повышен, то есть и вне истерик ребенок беспокойный, его мучают ночные кошмары или заметны другие проявления тревоги, возможно, речь опять же идет о панических атаках. Однако здесь важно помнить, что есть физиологические страхи, свойственные детям, например, страх смерти.
Что касается методов работы, с подростками, они те же, что со взрослыми — нужно искать триггеры, вызывающие ПА, и работать с ними. Если панические атаки у ребенка, то работать нужно обязательно с родителями. Повышенная тревожность ребенка сигнализирует о том, что в семье происходит что-то тревожное.
По-моему опыту, у детей панические атаки не встречаются. Чаще приходится иметь дело с повышенной тревожностью, которая выражается в истериках. Потому что для панических атак должен сформироваться определенный тип мышления и паттерны поведения. У ребенка их еще нет.
Панические атаки и посттравматическое расстройство
При работе с детьми и взрослыми, которые проживают в местах с напряженной политической или военной обстановкой или сталкивались с травматичными событиями в прошлом, нужно обязательно проводить дифференциальную диагностику. Важно помнить, что панические атаки и тревожность могут быть частью ПТСР или шоковой травмы. А это уже совсем другая работа.
Абсолютно точно здесь нужно работать над формированием опоры у взрослых и детей. Кстати, дети опираются на взрослых, могут перенимать их тревожность.
Также важно помогать клиентам высвобождать чувства. Например, можно сказать, что в такой ситуации тревожиться и бояться нормально, естественно.
Важно помнить, что взрослому человеку психолог помогает вернуть опору, а ребенку или подростку — сформировать. Это немного разные модели взаимодействия. Работая с детьми, важно помнить, что их психика еще не сформирована.
Можно знакомить и взрослых, и детей с техниками, методами релаксации, приемами из телесно-ориентированной психотерапии. Цель — помочь высвободить накопившиеся чувства и напряжение, восполнить ресурс, укрепить внутреннюю опору.
➥ Чтобы узнать все о панических атаках и расстройствах, научиться помогать себе и другим, приходите на нашу программу: