Родители детей с ОВЗ могут сами выбирать тип дошкольного учреждения. Многие останавливаются на общеобразовательных детских садах, в которых дети с физическими и интеллектуальными нарушениями обучаются совместно с нормотипичными дошкольниками.
Инклюзивное образование позволяет ребенку адаптироваться к социуму, освоить нормы общества, стать более самостоятельным. Чем еще оно полезно и каким должен быть педагог инклюзивного образования в ДОУ — рассказываем в статье.
Содержание статьи:
- Зачем нужно инклюзивное образование
- Принципы инклюзивного образования в детском саду
- Что дает инклюзивное дошкольное образование
- Какие навыки и качества понадобятся педагогу инклюзивного образования в ДОУ
- Где пройти обучение
Зачем нужно инклюзивное образование
Цель этого формата обучения — обеспечить право детей на получение образования, вне зависимости от особенностей развития.
Кроме того, обучение в инклюзивном детском саду:
- развивает способности и таланты дошкольников;
- укрепляет физическое и психического здоровье;
- стимулирует речевое, познавательное, коммуникативное, художественно-эстетическое развитие;
- помогает детям интегрироваться в среду типично развивающихся сверстников;
- формирует толерантное отношение к особенностям здоровья как у воспитателей, так и у самих детей.
Принципы инклюзивного образования в детском саду
Подопечных с особыми образовательными потребностями в смешанных группах обучают в соответствии со следующими принципами:
- Индивидуальный подход. Принцип затрагивает выбор форм, средств, а также методов обучения и воспитания.
- Поддержка самостоятельности. Важно, чтобы педагог создавал условия, в которых воспитанники могли бы быть активными участниками процесса, а не пассивными наблюдателями. Это позволит детям с особенностями стать увереннее в себе и развить инициативность.
- Активное вовлечение в жизнь детского сада. У дошкольников должна быть возможность проявлять себя вне зависимости от физических и интеллектуальных особенностей. Например, ребенок на коляске наравне со всеми может читать стихи на утреннике, а подопечный с расстройством слуха — участвовать в спортивных соревнованиях.
- Междисциплинарный подход. Одно из условий всестороннего развития воспитанника с ОВЗ — работа разных специалистов. Помимо воспитателя может понадобиться помощь логопеда, дефектолога, психолога, медработников и т. д.
- Взаимодействие с семьями. Развитие особенного подопечного требует активного включения со стороны родителей.
Что дает инклюзивное дошкольное образование
Дети с ОВЗ приобретают коммуникативные навыки, осваивают социальные правила и нормы. Это хорошо сказывается на адаптации к школе, а впоследствии и на успеваемости, так как ребенку не приходится тратить много сил, чтобы привыкнуть к новым условиям.
Кроме того, инклюзия положительно влияет на дошкольников без особенностей здоровья. Они с раннего возраста учатся воспринимать особенности людей, становятся более эмпатичными и толерантными. Таким образом снижается вероятность травли и буллинга.
Какие навыки и качества понадобятся педагогу инклюзивного образования в ДОУ
Воспитателю важно выстроить работу таким образом, чтобы удовлетворить потребности всех подопечных.
Во-первых, нужно подобрать адаптированные учебные материалы. Например, если в группе есть ребенок с нарушением зрения, то обучать его можно через специальные тактильные таблички.
Во-вторых, необходимо определить подходящие методики обучения и воспитания. К примеру, для обучения детей с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата) важно уделять много внимания развитию крупной моторики, а для воспитанников с РАС (расстройствами аутистического спектра) — распознаванию и приемлемому выражению эмоций.
В-третьих, важно создать атмосферу поддержки и принятия в группе. Каждый ребенок, вне зависимости от наличия или отсутствия диагноза, должен ощущать себя комфортно и безопасно. Воспитатель должен помогать детям выстраивать уважительное общение, следить за эмоциональным состоянием своих подопечных.
Педагогу пригодятся такие качества:
- любовь к детям,
- доброта и отзывчивость,
- внимательность,
- ответственность,
- позитивный настрой,
- терпение.
Где пройти обучение
Действующим воспитателям для работы с особенными дошкольниками будет достаточно повысить квалификацию.
Если вы новичок в этой сфере и не имеете профильного образования, наиболее быстрый способ стать педагогом — пройти программу профпереподготовки.
В нашей Академии вы сможете выбрать любой вариант. Обучение проходит в дистанционном формате, позволяя не отрываться от работы и семьи.
Программа профпереподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной подготовкой в области дошкольной дефектологии» подойдет будущим и действующим воспитателям. Курс длится 9,5 месяцев. За это время вы получите общие знания в педагогике и детской психологии, а также освоите узкие компетенции, которые понадобятся для работы с дошкольниками с ОВЗ.
Курс повышения квалификации «Нейропсихологические технологии в работе педагога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями» длится два месяца. Вы освоите методы развития детей с ОВЗ. После завершения курса получите удостоверение о повышении квалификации.