Человек может потерять речь по разным причинам — будь то хроническое заболевание или черепно-мозговая травма. Некоторые испытывают трудности с устным общением с рождения из-за речевых патологий или ментальных нарушений.
Чтобы не оказаться в вакууме и не замкнуться в себе, невербальные люди используют альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК). Средств АДК множество, но их главная задача — позволить каждому быть услышанным и понятым.
Подробнее о специфике альтернативной и дополнительной коммуникации читайте в материале.
Содержание статьи:
- Что такое АДК
- Для кого будут полезны средства альтернативной и дополнительной коммуникации
- Основные типы средств АДК
- В чем преимущества АДК
- Где научиться основам альтернативной и дополнительной коммуникации
Что такое АДК
Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация включает в себя ряд средств и инструментов, которые помогают человеку эффективно общаться, не прибегая к устной коммуникации.
Все мы участвуем в AДК, когда используем мимику или жесты, показываем картинки или пишем.
Есть и специально разработанные средства альтернативной и дополнительной коммуникации. Они нужны людям, которые не владеют речью, используют ее очень ограниченно или сталкиваются с трудностями в общении. С помощью АДК такие люди способны выражать свои мысли, потребности и идеи более понятно.
АДК делится на две основные формы коммуникации: дополнительную и альтернативную.
Первая — дополняет вербальное общение. Для таких целей подходят, например, небольшие портативные усилители голоса, увеличивающие громкость речи.
Вторая — заменяет естественную человеческую речь: обычно пользователи программ преобразования текста в речь не имеют возможности общаться устно.
Тяжелые нарушения речи у детей: что это такое и как их лечат
Для кого будут полезны средства альтернативной и дополнительной коммуникации
Пользователи АДК могут иметь ограниченные вербальные навыки, испытывать сложности с пониманием устной речи и произнесением отдельных (зачастую — длинных) слов или не иметь возможности общаться с помощью слов вообще.
Люди используют АДК либо на временной, либо на долгосрочной основе.
- К первой группе относятся люди, перенесшие инсульт или получившие черепно-мозговую травму. Они будут прибегать к устройствам альтернативной и дополнительной коммуникации до тех пор, пока их умение говорить не будет восстановлено.
- Постоянные пользователи АДК — люди с врожденными нарушениями или инвалидностью, такими как аутизм, церебральный паралич или тяжелая детская апраксия речи. Им может потребоваться помощь в общении на протяжении нескольких лет или в течение всей жизни.
Основные типы средств АДК
Наиболее распространенными инструментами альтернативной коммуникации являются:
- Средства АДК, исключающие внешнюю помощь, — жесты, мимика и язык тела. Дети с нарушениями речи учатся использовать эти выразительные средства, чтобы более эмоционально подчеркнуть свои мысли и потребности.
- Системы вспомогательной коммуникации включают те инструменты для улучшения или замены вербальных навыков, которые требуют внешней поддержки.
К ним относятся:
- Коммуникационные доски с символами (например, объектами, рисунками, фотографиями, визуально-графические символами, печатными словами).
- Мобильные приложения.
- Коммуникаторы — устройства с одной фразой или несколькими предложениями и кнопкой.
- Компьютеры, портативные приборы, планшеты, генерирующие речь и позволяющие передавать более сложные сообщения. Часто такие устройства включают несколько экранов и кнопок, адаптированных к потребностям человека и его вербальным способностям.
Запуск речи у неговорящих детей: что это и когда применяется
Тип АДК, подходящий конкретному человеку с нарушениями речи, будет зависеть от серьезности коммуникативных трудностей, когнитивных способностей пользователя, предпочитаемого метода общения и т. д.
В чем преимущества АДК
Жизнь человека с нарушениями речи, использующего методы альтернативной и дополнительной коммуникации, качественно улучшается. Вот какие плюсы можно выделить:
- Более крепкая дружба и глубокие отношения с партнером.
- Насыщенные и частые социальные взаимодействия.
- Выраженные социальные роли: член семьи, друг, профессионал, студент.
- Независимость и способность больше влиять на собственную жизнь, принимать важные решения.
- Уважение со стороны других людей.
- Активное участие в жизни семьи.
- Больше возможностей для трудоустройства.
- Автономность в социальных учреждениях, например, больницах.
- Улучшение физического и психического здоровья.
Где научиться основам альтернативной и дополнительной коммуникации
Получить комплексные знания в области логопедической работы, включая способы альтернативной и дополнительной коммуникации, позволяет онлайн-курс «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)».
Программа сочетает в себе много теории (учебные материалы с наглядными схемами, пособиями и иллюстрациями) и практические задания с оценкой от экспертов.
Слушатели курса узнают, как:
- проводить диагностику детей и подростков с ОВЗ;
- разбираться в видах отклонений и уметь их определять на практике;
- формулировать дефектологическое заключение;
- проектировать адаптированные основные и индивидуальные программы коррекции;
- разбираться в этапах альтернативной коммуникации;
- подготавливать ребенка к изучению альтернативной коммуникации.
Еще один плюс обучения — доступ к архиву из более чем 10000+ вебинаров, в том числе на логопедические и дефектологические темы.
Вы сможете консультироваться с экспертами в течение всей программы, а после успешного окончания обучения получите не только диплом о профессиональной переподготовке, но и бессрочный доступ к материалам курса, чтобы возвращаться к ним в любой момент.
Хотите узнать больше? Тогда переходите по ссылке, чтобы узнать больше о карьерных возможностях и прочитать отзывы выпускников: