Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Как альтернативная и дополнительная коммуникация помогает людям с нарушениями речи

Как альтернативная и дополнительная коммуникация помогает людям с нарушениями речи

Человек может потерять речь по разным причинам — будь то хроническое заболевание или черепно-мозговая травма. Некоторые испытывают трудности с устным общением с рождения из-за речевых патологий или ментальных нарушений. 

Чтобы не оказаться в вакууме и не замкнуться в себе, невербальные люди используют альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК). Средств АДК множество, но их главная задача — позволить каждому быть услышанным и понятым. 

Подробнее о специфике альтернативной и дополнительной коммуникации читайте в материале. 

Содержание статьи:

Как альтернативная и дополнительная коммуникация помогает

Что такое АДК

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация включает в себя ряд средств и инструментов, которые помогают человеку эффективно общаться, не прибегая к устной коммуникации. 

Все мы участвуем в AДК, когда используем мимику или жесты, показываем картинки или пишем. 

Есть и специально разработанные средства альтернативной и дополнительной коммуникации. Они нужны людям, которые не владеют речью, используют ее очень ограниченно или сталкиваются с трудностями в общении. С помощью АДК такие люди способны выражать свои мысли, потребности и идеи более понятно. 

АДК делится на две основные формы коммуникации: дополнительную и альтернативную

Первая — дополняет вербальное общение. Для таких целей подходят, например, небольшие портативные усилители голоса, увеличивающие громкость речи. 

Вторая — заменяет естественную человеческую речь: обычно пользователи программ преобразования текста в речь не имеют возможности общаться устно. 

Для кого будут полезны средства альтернативной и дополнительной коммуникации

Пользователи АДК могут иметь ограниченные вербальные навыки, испытывать сложности с пониманием устной речи и произнесением отдельных (зачастую — длинных) слов или не иметь возможности общаться с помощью слов вообще. 

Люди используют АДК либо на временной, либо на долгосрочной основе.

  • К первой группе относятся люди, перенесшие инсульт или получившие черепно-мозговую травму. Они будут прибегать к устройствам альтернативной и дополнительной коммуникации до тех пор, пока их умение говорить не будет восстановлено. 
  • Постоянные пользователи АДК — люди с врожденными нарушениями или инвалидностью, такими как аутизм, церебральный паралич или тяжелая детская апраксия речи. Им может потребоваться помощь в общении на протяжении нескольких лет или в течение всей жизни.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации
1340 часов / 7.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
51 800 руб
45 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Основные типы средств АДК

Наиболее распространенными инструментами альтернативной коммуникации являются:

  • Средства АДК, исключающие внешнюю помощь, — жесты, мимика и язык тела. Дети с нарушениями речи учатся использовать эти выразительные средства, чтобы более эмоционально подчеркнуть свои мысли и потребности. 
  • Системы вспомогательной коммуникации включают те инструменты для улучшения или замены вербальных навыков, которые требуют внешней поддержки. 

К ним относятся: 

  • Коммуникационные доски с символами (например, объектами, рисунками, фотографиями, визуально-графические символами, печатными словами).
  • Мобильные приложения. 
  • Коммуникаторы — устройства с одной фразой или несколькими предложениями и кнопкой.
  • Компьютеры, портативные приборы, планшеты, генерирующие речь и позволяющие передавать более сложные сообщения. Часто такие устройства включают несколько экранов и кнопок, адаптированных к потребностям человека и его вербальным способностям. 

Тип АДК, подходящий конкретному человеку с нарушениями речи, будет зависеть от серьезности коммуникативных трудностей, когнитивных способностей пользователя, предпочитаемого метода общения и т. д. 

В чем преимущества АДК

Жизнь человека с нарушениями речи, использующего методы альтернативной и дополнительной коммуникации, качественно улучшается. Вот какие плюсы можно выделить:

  • Более крепкая дружба и глубокие отношения с партнером.
  • Насыщенные и частые социальные взаимодействия.
  • Выраженные социальные роли: член семьи, друг, профессионал, студент.
  • Независимость и способность больше влиять на собственную жизнь, принимать важные решения. 
  • Уважение со стороны других людей.
  • Активное участие в жизни семьи.
  • Больше возможностей для трудоустройства.
  • Автономность в социальных учреждениях, например, больницах.
  • Улучшение физического и психического здоровья.

Альтернативная коммуникация. Применение в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
14 200 руб
10 500 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Где научиться основам альтернативной и дополнительной коммуникации 

Получить комплексные знания в области логопедической работы, включая способы альтернативной и дополнительной коммуникации, позволяет онлайн-курс «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)»

Программа сочетает в себе много теории (учебные материалы с наглядными схемами, пособиями и иллюстрациями) и практические задания с оценкой от экспертов. 

Слушатели курса узнают, как:

  • проводить диагностику детей и подростков с ОВЗ;
  • разбираться в видах отклонений и уметь их определять на практике;
  • формулировать дефектологическое заключение;
  • проектировать адаптированные основные и индивидуальные программы коррекции;
  • разбираться в этапах альтернативной коммуникации;
  • подготавливать ребенка к изучению альтернативной коммуникации.

Еще один плюс обучения — доступ к архиву из более чем 10000+ вебинаров, в том числе на логопедические и дефектологические темы. 

Вы сможете консультироваться с экспертами в течение всей программы, а после успешного окончания обучения получите не только диплом о профессиональной переподготовке, но и бессрочный доступ к материалам курса, чтобы возвращаться к ним в любой момент. 

Хотите узнать больше? Тогда переходите по ссылке, чтобы узнать больше о карьерных возможностях и прочитать отзывы выпускников: 

Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации
1340 часов / 8 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
64 500 руб
56 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.