Дислексия встречается у 20% населения, что делает ее одним из наиболее распространенных расстройств обучения. В свою очередь, с дисграфией живут 7–15% людей. Чаще всего эти особенности развития проявляются в младшем школьном возрасте, как раз когда ребенок учится читать и писать. Рассказываем, что важно знать об этих расстройствах.
Содержание статьи:
- Что такое дислексия и дисграфия
- Виды расстройств
- Почему у ребенка возникают дисграфия и дислексия
- Лечение дисграфии и дислексии
- Где узнать о нарушениях письменной и устной речи больше
Что такое дислексия и дисграфия
Дисграфия и дислексия сопровождаются нарушениями устной и письменной речи, трудностями с орфографией, пунктуацией и грамматикой, проблемами с концентрацией внимания.
Отличительные признаки дислексии:
- проблемы с чтением (замена или пропуск букв, добавление лишних букв, искажение слов);
- избегание чтения вслух;
- непонимание прочитанного;
- трудности с формулированием мыслей при разговоре;
- сложности с запоминанием новых слов;
- замена букв при чтении.
Отличительные признаки дисграфии:
- Неразборчивый почерк и проблемы с организацией письма (ребенок может писать на строчке неровно, выходить за ее пределы, располагать буквы в словах в обратном направлении).
- Искажения букв (ребенок пишет буквы зеркально, переворачивает их, заменяет похожими по звучанию или написанию (например, «б/д», «т/ш», «м/н»).
- Ошибки в грамматике, орфографии, пунктуации (встречаются ошибки в окончаниях слов, согласовании слов в роде, числе и падеже, неправильное употребление предлогов и союзов).
- Быстрая утомляемость (ребенок быстро устает, жалуется на боль в руке).
Виды расстройств
- Фонематическая дислексия и дисграфия: связана с недоразвитием фонематического слуха. Ребенок не различает звуки на слух, что приводит к их замене при чтении и письме.
- Акустическая дислексия и дисграфия: обусловлена нарушениями фонематического восприятия и звукопроизношения. Ребенок путает сходные по звучанию фонемы, что влияет на его чтение и письмо.
- Оптическая дислексия и дисграфия: связана с нарушениями зрительного восприятия и пространственных представлений. Ребенок путает похожие по написанию буквы, зеркально изображает буквы и цифры.
- Аграмматическая дислексия и дисграфия: обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок испытывает трудности в различении грамматических форм слов, использовании предлогов, союзов, окончаний.
- Мнемоническая дислексия и дисграфия: связана с трудностями запоминания зрительных образов букв и слов. Ребенок быстро забывает прочитанное, ему трудно учить наизусть стихи и правила.
Почему у ребенка возникают дисграфия и дислексия
Дислексия и дисграфия имеют схожие причины, которые условно можно разделить на несколько групп.
1. Нейробиологические:
- Генетика: если близкие родственники ребенка сталкивались хотя бы с одним из этих расстройств, то вероятность развития дислексии и дисграфии у ребенка выше.
- Нарушения работы определенных зон головного мозга, ответственных за восприятие и обработку речи, языка, зрительной информации.
2. Педагогические:
- Неправильная методика обучения чтению и письму: перегрузка механическим заучиванием правил, недостаточное внимание к развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
3. Социально-психологические:
- Неблагоприятная семейная обстановка: конфликты, стрессы, повышенная тревожность, недостаток внимания к ребенку.
- Трудности в адаптации к школе: неприязнь к учителю, школе, одноклассникам.
Важно отметить, что в большинстве случаев расстройства вызваны комплексом факторов, а не одной причиной. Точную причину дислексии и дисграфии может определить только специалист (логопед, нейропсихолог) после проведения комплексной диагностики.
Лечение дисграфии и дислексии
Первым шагом в коррекции дислексии и дисграфии является обращение к специалисту — обычно этими нарушениями занимается логопед-дефектолог. Он проведет диагностику и определит тяжесть расстройства. После этого будет разработан индивидуальный план работы с ребенком.
Логопедические занятия включают упражнения для развития фонематического слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики и других навыков, необходимых для чтения и письма. Используются специальные игры, упражнения с карточками, различные задания и игрушки.
Полезны будут и занятия с нейропсихологом, направленные на развитие кратковременной памяти, внимания и концентрации.
Важную роль играет и работа с родителями по закреплению полученных на занятиях навыков в домашних условиях.
Где узнать о нарушениях письменной и устной речи больше
На наших программах профпереподготовки и повышения квалификации преподаватели — действующие логопеды, дефектологи и психологи — подробно разбирают виды и причины дислексии и дисграфии, а также рассказывают о методах коррекционной работы при этих расстройствах.
Обучение проходит онлайн, а со сложным вопросом всегда можно обратиться к эксперту.