Что поможет сделать логопедическое занятие с ребенком полезным и результативным? Как заинтересовать маленького пациента, раскрыть его индивидуальные особенности и облегчить восприятие материала? Незаменимыми помощниками для логопеда станут логопедические игры и пособия. В статье расскажем, какие существуют виды логопедических игр, на что логопеду ориентироваться при их выборе и как использовать в работе.
Содержание статьи:
- Какие задачи решают логопедические игры
- На что обратить внимание при выборе игры
- Виды логопедических игр
- Где получить необходимые знания для эффективной организации логопедических занятий
Какие задачи решают логопедические игры
Главная цель логопедической игры — улучшение речи ребенка и развитие его коммуникативных навыков.
Игра — это часть комплексной терапии, направленная на коррекцию звукопроизношения, расширение словарного запаса, улучшение синтаксиса и грамматики.
Если говорить о более конкретных задачах, то игры помогают:
- развить фонематический слух;
- улучшить артикуляцию;
- познакомить ребенка с новыми словами;
- развить навыки чтения и письма, и т. д.
На что обратить внимание при выборе игры
При подборе логопедической игры педагог должен учитывать возраст ребенка, уровень его развития и особенности речи.
Детям младшего возраста подойдут не очень продолжительные по времени игры. Они должны быть направлены на зрительное восприятие и анализ звуков. Например, поиск одинаковых картинок помогает в развитии памяти и внимания, улучшает речь.
При выборе игр для ребят постарше следует ориентироваться на более сложные задания. Например, занятия, где логопед просит ребенка составить предложение или угадать слово. Такие игры расширяют словарный запас и улучшают грамматику речи.
Также необходимо учитывать, каким нарушением речи страдает ваш подопечный.
Например, для коррекции дислалии подойдут упражнения на развитие силы голоса и выдоха — угадывание слов, звукоподражание, музыкальные занятия на дудочках и свистульках.
При работе с детьми с дизартрией нужно использовать игры, направленные формирование артикуляционной и мимической моторики — чтение стихотворений с изменением силы голоса или пропевание слогов и предложений с повышением тона под музыку.
Виды логопедических игр
Дидактические игры в работе логопеда
Такие игры направлены на:
- расширение кругозора;
- умение выделять свойства предмета;
- формирование числовых представлений;
- различение неречевых звуков.
Для занятий с детьми логопед использует различные наглядные пособия — лото, домино, разрезные картинки.
Одна из самых популярных дидактических игр — «Найди пару». Дети ищут карточки с одинаковым изображением предмета или животного. Игра помогает в развитии памяти и внимания.
Еще одна игра для занятий с логопедом — «Кто это?». Малыш угадывает животное или предмет по его описанию. Это развивает слуховое восприятие и умение слушать.
Также в этой серии игр будут полезны упражнения на развитие мелкой моторики — шнуровки, мозаики, пазлы, пальчиковая гимнастика. Регулярные двигательные движения хорошо воздействуют на память, внимание и мышление, что благоприятно отражается на речевой активности и формировании письменных навыков.
Сюжетно-ролевые игры
Это один из самых популярных видов игр, которые логопеды используют для запуска речи. В них дети берут на себя роль взрослых и имитируют их действия. Например, игра в доктора, где малыш лечит игрушку и использует слова, связанные с медициной — «градусник», «лекарство», «температура». Или игра в магазин — для общения с покупателями.
Такие занятия вызывают у детей потребность в комментировании своих действий и согласовании их с другими участниками, что ведет к развитию речевой активности.
Подвижные игры
Эти игры направлены на развитие и совершенствование координации движения, правильную ориентацию в пространстве.
Могут быть индивидуальными и групповыми.
Логопед проводит занятия с использованием рифмованных текстов и движений — логоритмики. Возможно музыкальное сопровождение.
Сочетание логоритмики и музыкотерапии формируют у детей интерес к музыкальной и речевой деятельности, что помогает достичь лучших результатов в обучении и коррекции.
Онлайн-игры
Занятия с применением компьютера — новый вид развивающего обучения в деятельности логопеда. Игровые возможности компьютерных программ и наглядное представление информации:
- повышают заинтересованность ребенка в занятиях;
- помогают эффективно закрепить изученный материал;
- сокращают время на развитие языковых и речевых средств.
Для работы логопед может использовать игры из интернета, мультимедийные презентации и энциклопедии, электронные учебники. Перед занятием советуем логопеду ознакомиться с памяткой по применению онлайн-игры.
Где получить необходимые знания для эффективной организации логопедических занятий
➥ Если вы уже являетесь практикующим логопедом и хотели бы сделать свои занятия еще более увлекательными и полезными, обратите внимание на курсы повышения квалификации в нашей Академии.
На курсах вы освоите интересные и эффективные методы в работе с детьми с различными нарушениями речи:
Занятия проходят в удобном дистанционном формате — вам не придется переносить свои уроки и менять расписание.
По окончании вы получите удостоверение, сведения о котором заносятся в ФИС ФРДО. Документ принимают в государственных и частных образовательных организациях по всей стране.
Ждем вас на обучении!