Задержка речевого развития – это состояние, при котором ребенок отстает в развитии речевых навыков по сравнению с ожидаемыми для его возраста нормами.
Содержание статьи:
- Почему может возникнуть задержка речевого развития у детей
- Признаки задержки развития речи у детей
- Трудности, с которыми сталкиваются дети с задержкой развития речи
- Как преодолевают задержку развития речи у ребенка
- Как стать специалистом по работе с детьми с задержками речевого развития
Почему может возникнуть задержка речевого развития у детей
Причины задержки речевого развития у детей делят на биологические и социальные.
Биологические причины ЗРР (связанные с органическими нарушениями или пороками развития):
- Заболевания ребенка, перенесенные им в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы.
- Незначительная мозговая дисфункция, которая может возникнуть из-за перинатальной энцефалопатии (повреждение головного мозга). Причиной ее появления могут быть внутриутробная гипоксия, асфиксия, родовая травма или различные инфекции.
- Наследственная предрасположенность.
- Проблемы со слухом могут усложнять восприятие звуков и понимание ребенком речи окружающих, из-за чего ему будет трудно развивать разговорные навыки.
- Недостаточно развитые артикуляционные органы (язык, губы, мягкое нёбо) влияют на произношение звуков ребенком, из-за чего также может возникать задержка развития речи.
Социальные причины ЗРР (связанные со средой, в которой находится ребенок):
- Отсутствие стимуляции речи и недостаточное общение с ребенком в раннем детстве может замедлить развитие его речи.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, например, плохие жилищные условия или недостаточный уход за ребенком могут оказать негативное влияние на его развитие, в том числе речевое.
- Стресс, особенно перенесенный в период активного развития речи (около 1,5–2 лет) может привести к психологическим нарушениям, психосоматическим расстройствам, которые в свою очередь могут привести к задержке речевого развития у детей.
Тяжелые нарушения речи у детей: что это такое и как их лечат
Признаки задержки развития речи у детей
Признаки задержки речевого развития зависят от возраста ребенка. Отклонениями являются следующие случаи:
- до 1 года – ребенок не лепечет;
- 1 год – ребенок не реагирует на звуки;
- 1,5 года – ребенок не пытается повторять слова окружающих;
- 1,5–2 года – ребенок не может понять, когда его просят выполнить простые просьбы (например, “дай”, “покажи”);
- 2 года – ребенок не произносит слова;
- 2,5–3 года – ребенок не может соединить слова в простые фразы;
- 3 года – ребенок не говорит простыми предложениями;
- 1,5–3 года – ребенок вместо того, чтобы говорить, использует неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
Запуск речи у неговорящих детей: что это и когда применяется
Трудности, с которыми сталкиваются дети с задержкой развития речи
У детей с задержкой речевого развития могут наблюдаться различные особенности:
- Ограниченный словарный запас — детям с задержкой развития речи сложно запоминать и использовать новые слова.
- Проблемы с произношением — детям с задержкой развития может быть трудно произносить определенные звуки, из-за чего их речь менее понятна окружающим.
- Проблемы с формулировкой предложений — детям с задержкой развития речи может быть трудно правильно формулировать предложения, например, они могут путать порядок слов, неправильно использовать местоимения или числительные.
- Несвязная речь — детям с задержкой развития речи может быть трудно выражать свои мысли последовательно.
- Сложности с пониманием речи — детям с задержкой развития речи может быть трудно понимать речи окружающих, отвечать на вопросы или выполнять просьбы.
- Проблемы в социальном общении — детям с задержкой развития речи труднее знакомиться и поддерживать разговор с другими людьми.
Как преодолевают задержку развития речи у ребенка
Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, который включает и логопедическую работу, и психологическое вмешательство, и медикаментозное лечение. Выбор конкретных методик коррекционной работы зависит от причины задержки речи и индивидуальных особенностей ребенка.
Методики, которые используют для коррекции задержки речевого развития:
Если задержка развития речи обусловлена социальными факторами, важно создать гармоничную окружающую среду для ребенка. Например, рекомендуется отправить его в детский сад или группу дневного пребывания, где он сможет взаимодействовать со сверстниками и освоить навыки общения.
В детском саду или на индивидуальных занятиях ребенок может заниматься с логопедом, который с помощью упражнений, расширяющих словарный запас, и развивающих игр поможет ребенку преодолеть задержку речевого развития.
Если специалист установит, что причина задержки речевого развития – патология головного мозга, то он может назначить ребенку медикаментозное лечение, которое состоит из логопедического массажа артикуляционных органов, приема ноотропных средств или физиотерапии, которая активизирует центры мозга, отвечающие за речь и интеллектуальные способности ребенка.
Одной из популярных методик является логопедическая гимнастика, которая состоит из заданий на звукоподражание, скороговорок, а также упражнений для укрепления лицевых мышц.
- Помещение ребенка в среду, стимулирующую речь
- Логопедическая работа
- Медикаментозное лечение
- Логопедическая гимнастика
- Другие методы, используемые логопедами
Логопеды используют методы, направленные не только на развитие речи, но и на развитие слуха, зрения, моторики рук и внимания ребенка:
- Лечебные дидактические игры;
- Занятия творчеством (рисование, лепка, создание аппликаций);
- Упражнения на развитие слуха, зрения и внимательности;
- Упражнения, способствующие увеличению словарного запаса ребенка (активного и пассивного);
- Упражнения на развитие речевых навыков.
Как стать специалистом по работе с детьми с задержками речевого развития
Для работы специалистом по работе с детьми с задержками речевого развития нужно пройти профессиональную переподготовку. Всем специалистам необходимо разбираться в психологических особенностях детей с задержками в развитии речи, современных коррекционных методиках и уметь диагностировать задержки в речевом развитии и организовывать коррекционно-развивающую работу с такими детьми.
➥ В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы с задержками речевого развития у детей: