Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Задержка речевого развития у детей: что это такое и как ее преодолеть

Задержка речевого развития у детей: что это такое и как ее преодолеть

Задержка речевого развития – это состояние, при котором ребенок отстает в развитии речевых навыков по сравнению с ожидаемыми для его возраста нормами.

Содержание статьи:

Задержка речевого развития у детей: что это такое и как ее преодолеть

Почему может возникнуть задержка речевого развития у детей

Причины задержки речевого развития у детей делят на биологические и социальные.

Биологические причины ЗРР (связанные с органическими нарушениями или пороками развития):

  1. Заболевания ребенка, перенесенные им в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы.
  2. Незначительная мозговая дисфункция, которая может возникнуть из-за перинатальной энцефалопатии (повреждение головного мозга). Причиной ее появления могут быть внутриутробная гипоксия, асфиксия, родовая травма или различные инфекции.
  3. Наследственная предрасположенность.
  4. Проблемы со слухом могут усложнять восприятие звуков и понимание ребенком речи окружающих, из-за чего ему будет трудно развивать разговорные навыки.
  5. Недостаточно развитые артикуляционные органы (язык, губы, мягкое нёбо) влияют на произношение звуков ребенком, из-за чего также может возникать задержка развития речи.

Социальные причины ЗРР (связанные со средой, в которой находится ребенок):

  1. Отсутствие стимуляции речи и недостаточное общение с ребенком в раннем детстве может замедлить развитие его речи.
  2. Неблагоприятные социально-бытовые условия, например, плохие жилищные условия или недостаточный уход за ребенком могут оказать негативное влияние на его развитие, в том числе речевое.
  3. Стресс, особенно перенесенный в период активного развития речи (около 1,5–2 лет) может привести к психологическим нарушениям, психосоматическим расстройствам, которые в свою очередь могут привести к задержке речевого развития у детей.

Признаки задержки развития речи у детей

Признаки задержки речевого развития зависят от возраста ребенка. Отклонениями являются следующие случаи:

  • до 1 года – ребенок не лепечет;
  • 1 год – ребенок не реагирует на звуки;
  • 1,5 года – ребенок не пытается повторять слова окружающих;
  • 1,5–2 года – ребенок не может понять, когда его просят выполнить простые просьбы (например, “дай”, “покажи”);
  • 2 года – ребенок не произносит слова;
  • 2,5–3 года – ребенок не может соединить слова в простые фразы;
  • 3 года – ребенок не говорит простыми предложениями;
  • 1,5–3 года – ребенок вместо того, чтобы говорить, использует неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).

Трудности, с которыми сталкиваются дети с задержкой развития речи

У детей с задержкой речевого развития могут наблюдаться различные особенности:

  • Ограниченный словарный запас — детям с задержкой развития речи сложно запоминать и использовать новые слова.
  • Проблемы с произношением — детям с задержкой развития может быть трудно произносить определенные звуки, из-за чего их речь менее понятна окружающим.
  • Проблемы с формулировкой предложений — детям с задержкой развития речи может быть трудно правильно формулировать предложения, например, они могут путать порядок слов, неправильно использовать местоимения или числительные.
  • Несвязная речь — детям с задержкой развития речи может быть трудно выражать свои мысли последовательно.
  • Сложности с пониманием речи — детям с задержкой развития речи может быть трудно понимать речи окружающих, отвечать на вопросы или выполнять просьбы.
  • Проблемы в социальном общении — детям с задержкой развития речи труднее знакомиться и поддерживать разговор с другими людьми.

Как преодолевают задержку развития речи у ребенка

Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, который включает и логопедическую работу, и психологическое вмешательство, и медикаментозное лечение. Выбор конкретных методик коррекционной работы зависит от причины задержки речи и индивидуальных особенностей ребенка.

Методики, которые используют для коррекции задержки речевого развития:

Если задержка развития речи обусловлена социальными факторами, важно создать гармоничную окружающую среду для ребенка. Например, рекомендуется отправить его в детский сад или группу дневного пребывания, где он сможет взаимодействовать со сверстниками и освоить навыки общения.

В детском саду или на индивидуальных занятиях ребенок может заниматься с логопедом, который с помощью упражнений, расширяющих словарный запас, и развивающих игр поможет ребенку преодолеть задержку речевого развития.

Если специалист установит, что причина задержки речевого развития – патология головного мозга, то он может назначить ребенку медикаментозное лечение, которое состоит из логопедического массажа артикуляционных органов, приема ноотропных средств или физиотерапии, которая активизирует центры мозга, отвечающие за речь и интеллектуальные способности ребенка.

Одной из популярных методик является логопедическая гимнастика, которая состоит из заданий на звукоподражание, скороговорок, а также упражнений для укрепления лицевых мышц.

  1. Помещение ребенка в среду, стимулирующую речь
  2. Логопедическая работа
  3. Медикаментозное лечение
  4. Логопедическая гимнастика
  5. Другие методы, используемые логопедами

Логопеды используют методы, направленные не только на развитие речи, но и на развитие слуха, зрения, моторики рук и внимания ребенка:

  • Лечебные дидактические игры;
  • Занятия творчеством (рисование, лепка, создание аппликаций);
  • Упражнения на развитие слуха, зрения и внимательности;
  • Упражнения, способствующие увеличению словарного запаса ребенка (активного и пассивного);
  • Упражнения на развитие речевых навыков.

Как стать специалистом по работе с детьми с задержками речевого развития

Для работы специалистом по работе с детьми с задержками речевого развития нужно пройти профессиональную переподготовку. Всем специалистам необходимо разбираться в психологических особенностях детей с задержками в развитии речи, современных коррекционных методиках и уметь диагностировать задержки в речевом развитии и организовывать коррекционно-развивающую работу с такими детьми.

➥ В АДПО вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы с задержками речевого развития у детей:

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
78 540 руб
58 180 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.